…пришло мне вдруг осознание этой простой, в общем-то, истины, которая несмотря на свою простоту, тем не менее, вспыхнула в голове словно взрыв упавшего метеорита. И окончательно развеяла сомнения — ехать в Кемерово на семинар по айкидо или не ехать.
Всё дело в том, что на процесс передачи информации о какой-то предметной области от преподавателя к ученику влияет множество факторов — физиология и психология преподавателя, умение формулировать мысли в слова, настроение, в котором он изучал ту или иную главу этой предметной области (и настроение, в котором он её доносил до ученика, конечно же), наличие опыта в смежных областях, наличие опыта в несмежных областях, возраст, увлечения и степень вовлечённости в процесс (как предметной области, так и преподавания). Добавив сюда аналогичные факторы, влияющие на восприятие информации учеником, получаем тот факт, что даже если в сознание учителя истина была вложена в первозданном виде (скажем, в результате медитативного просветления), его ученики получат её с искажениями различной степени. А если добавить N итераций, учитывая, что часть учеников становится учителями, мы получим множество несовпадающих вариаций и толкований одного явления.
В принципе, как можно заметить, откровение не то чтобы великое. Выше просто длинными сложными предложениями сказано о том, что каждый вещает со своей колокольни и воспринимает в силу своих способностей. Это же очевидно, да? Только, почему-то, зачастую эта мысль не посещает нас, когда мы начинаем доказывать свою точку зрения по какому-либо вопросу.
Вскоре после того как я начал заниматься айкидо, я сильно возрадовался тому, что я попал именно в это додзё (Гакумон) именно этой школы (Айкикай) и более того — именно в эту группу (начинающие взрослые, инструктор — Янцен Борис Григорьевич). Дело в том, что в нашей группе очень сильный упор делается на изучение базовой техники, статичных форм и объяснение почему должно делаться именно так, а не иначе. При виде того, как сдают аттестацию ученики других групп (особенно из других городов), складывалось впечатление, что они далеко не всегда понимают что они делают и почему. Ну а другие школы мне казались менее привлекательными, потому что там либо больше упора делалось на «энергетическую» составляющую, из-за чего тренировки больше напоминали религиозный ритуал, либо наоборот — игнорировалась почти вся философия и тренировка базы и сразу делался упор на практических приёмах. В общем, я критически (можно даже сказать — скептически) воспринимал все другие методики.
Сейчас я по прежнему рад, что попал именно в эту группу, эту школу и это додзё. Менее критично стал воспринимать методики других инструкторов. В конце концов, безрукость и безголовость учеников — далеко не обязательно проблема их мастеров. Сам я тому прямое доказательство (нередко туплю на ровном месте), хотя по прежнему удивляют критерии допуска некоторых людей к аттестации. А то, что кажется неправильным, вполне вероятно только кажется таким, из-за ограниченности восприятия и негибкости ума (и, опять же, плохого примера в виде нерадивых учеников).
Вывод — хочешь тщательно изучить предметную область, а тем более стать экспертом, максимально приблизиться к истине — изучай и анализируй различные источники и точки зрения, изучай смежные области, не упирайся в единственное мнение, повторяй за мастерами, но пробуй искать свои пути. И поймёшь, что истины нет, есть лишь твоё о ней представление :)
Вот такой незамысловатый и даже банальный вывод, который однако лично меня ошарашил и сделал мир чуть понятнее.
P.S.: перечитал сам — опять получилось сумбурно, многословно и не очень понятно о чём, но если кто-то что-то отсюда вынесет, будет хорошо.