Это слово «Да».
Зачем нужны остальные слова, которые столь часто можно услышать вместо него? Я вижу две причины:
1. Я не хочу, но сказать прямо мне неудобно. Потому что неудобно признавать даже самому себе, что мне наплевать на просьбы и проблемы близких людей, мне важнее мой комфорт.
2. Я согласен, но мне нужно донести до тебя то, на какие жертвы я ради этого иду, чтобы вызвать чувство вины и ощущение долга передо мной.
Предлагаю впредь обращать внимание на то, что вы говорите в ответ на просьбу или предложение и, если это не прямое «нет», задумываться — какая из двух причин вами движет. Попытка красиво отмазаться или манипуляция?
Кстати, всякие «Постараюсь, может быть, если получится» — вариации причины №1, поскольку несут посыл «Хорошо, я, взможно, сделаю, но только если не подвернётся что-то более интересное». Вариант ещё более отвратительный, чем отрицательный ответ, поскольку даёт повод ожидать обещанного, но не накладывает никакой ответственности на давшего обещание «постараться».
Причём заметьте, «хорошо, сделаю» никак не отменяет форс-мажоров. Просто надо будет, в случае их возникновения, экстренно искать возможность связаться с человеком, ожидающим исполнения обязательств и сообщить ему об изменении ситуации. А если сказать «постараюсь» и «может быть», даже звонить не надо. Ну пришёл на встречу на четыре часа позже, или вообще не пришёл, или не сделал свою часть работы — что такого? Я ведь не обещал прийти, прийти вовремя, сделать. Я обещал постараться. Вам удобно, когда вас окружают такие «старательные» люди?
Мне нет. Поэтому с некоторых пор я работаю над тем, чтобы вариации «постараюсь» из лексикона исключить, а на просьбы и предложения отвечать «да / нет». Кто со мной?
Цитата в тему:
— Такие вот дела, Хэнк. Я разработала почти невероятный план завершения реконструкции линии Рио-Норте за двенадцать месяцев. Теперь мне придется сделать это за девять месяцев. Вы должны были поставить нам рельсы за год. Можете ли вы справиться за девять месяцев? Если это в человеческих силах, сделайте. Если же нет, мне придется найти другой способ решения задачи.
Риарден сидел за столом. Холодные глаза синими горизонтальными щелями прорезали вытянутые плоскости его лица; они остались столь же полузакрытыми и бесстрастными, когда он произнес без какого-либо ударения: «Я сделаю это».
Дагни откинулась на спинку кресла. Короткая фраза несла в себе потрясение. У нее словно камень с души свалился: не нужно никаких дополнительных гарантий, доказательств, вопросов, объяснений; решение сложной проблемы вполне умещалось в нескольких слогах, произнесенных мужчиной, знающим цену своему слову.
Айн Рэнд — «Атлант расправил плечи»