Впечатления: Герман Гессе — «Степной волк»

Оставьте комментарий
Книги / Психология / Художественная литература

Сегодня ночью с четырех часов магический театр
— только для сумасшедших —
плата за вход — разум.

Начало книги показалось несколько нудным. Эдакое стандартное классическое произведение про бытие очередного незаурядного интроверта с мятущейся душой. Хотя чертовски красиво и тщательно описанное. Однако что-то мешало отвлечься от чтения — как будто крючок зацепился за сознание, образ главного героя будоражил мысли чувством некоторой общности. Даже как он представлен в начале книги, его мировосприятие отражает моё и, думаю, в той или иной мере, ощущения немалого количества людей на планете.

Я долго не выдерживаю ни в театре, ни в кино, не способен читать газеты, редко читаю современные книги, я не понимаю, какой радости ищут люди на переполненных железных дорогах, в переполненных отелях, в кафе, оглашаемых душной, назойливой музыкой, в барах и варьете элегантных роскошных городов, на всемирных выставках, на праздничных гуляньях, на лекциях для любознательных, на стадионах – всех этих радостей, которые могли бы ведь быть мне доступны и за которые тысячи других бьются, я не понимаю, не разделяю. А то, что в редкие мои часы радости бывает со мной, то, что для меня – блаженство, событие, экстаз, воспарение, – это мир признает, ищет и любит разве что в поэзии, в жизни это кажется ему сумасшедшим, и в самом деле, если мир прав, если правы эта музыка в кафе, эти массовые развлечения, эти американизированные, довольные столь малым люди, значит, не прав я, значит, я – сумасшедший, значит, я и есть тот самый степной волк, кем я себя не раз называл, зверь, который забрел в чужой непонятный мир и не находит себе ни родины, ни пищи, ни воздуха.

Хотя одно это ещё не делает книгу интересной, конечно. Но потом этот зацепившийся крючок пошёл дальше и начал углубляться и потрошить, вскрывая и выворачивая наружу запомнившееся и забытое, осознанное и неосознанное, прошлое и настоящее в плане чувств, ощущений, периодически оглушая и ошарашивая почти болезненными инсайтами.

Но среди достигнутой свободы Гарри вдруг ощутил, что мир каким-то зловещим образом оставил его в покое, что ему, Гарри, больше дела нет до людей и даже до самого себя, что он медленно задыхается во все более разреженном воздухе одиночества и изоляции. Оказалось, что быть одному и быть независимым – это уже не его желание, не его цель, а его жребий, его участь, что волшебное желание задумано и отмене не подлежит, что он ничего уже не поправит, как бы ни простирал руки в тоске, как бы ни выражал свою добрую волю и готовность к общенью и единенью: теперь его оставили одного. При этом он вовсе не вызывал ненависти и не был противен людям. Напротив, у него было очень много друзей. Многим он нравился. Но находил он только симпатию и приветливость, его приглашали, ему дарили подарки, писали милые письма, но сближаться с ним никто не сближался, единенья не возникало нигде, никто не желал и не был способен делить с ним его жизнь.

Однако книга не о смаковании душевных терзаний не вписывающегося в «обычный» мир человека. Книга больше ориентирована на описание причин этих терзаний. Причины, или точнее причина, эта не нова — конфликт полярностей: культура и инстинкты, цивилизованность и дикость, социальные условности и эгоистичные потребности, разум и чувства, человеческая сущность и звериное естество. Однако привычная теория дуалистичности человека является простой, элегантной, доступной, наглядной и ошибочной теорией.

 Его жизнь (как жизнь каждого человека) вершится не между двумя только полюсами, такими, как инстинкт и Дух или святой и развратник, она вершится между несметными тысячами полярных противоположностей.

Обман этот основан на простой метафоре. Тело каждого человека цельно, душа – нет.

Однако, ввиду разумности и стремления осознать, осмыслить и подогнать под единство, чтобы ощутить себя целостным, человеку свойственно упрощать, подгонять под две крайности, всё что не подгоняется игнорировать и подавлять, а в целях достижения баланса — держаться середины между выдуманными противоположностями.

Симпатичный, но сентиментальный мужчина, распевающий песню о блаженном дитяти, тоже хочет вернуться к природе, к невинности, к первоистокам, совсем забыв, что и дети отнюдь не блаженны, что они способны ко многим конфликтам, ко многим разладам, ко всяким страданьям.
Назад вообще нет пути – ни к волку, ни к ребенку. В начале вещей ни невинности, ни простоты нет; все сотворенное, даже самое простое на вид, уже виновно, уже многообразно, оно брошено в грязный поток становления и никогда, никогда уже не сможет поплыть вспять. Путь к невинности, к несотворенному, к Богу ведет не назад, а вперед, не к волку, не к ребенку, а ко все большей вине, ко все более глубокому очеловечению. И самоубийство тебе, бедный Степной волк, тоже всерьез не поможет, тебе не миновать долгого, трудного и тяжкого пути очеловечения, ты еще вынужден будешь всячески умножать свою раздвоенность, всячески усложнять свою сложность. Вместо того чтобы сужать свой мир, упрощать свою душу, тебе придется мучительно расширять, все больше открывать ее миру, а там, глядишь, и принять в нее весь мир, чтобы когда-нибудь, может быть, достигнуть конца и покоя. Этим путем шел Будда, им шел каждый великий человек – кто сознательно, кто безотчетно, – кому на что удавалось осмелиться.

Много на эту тему сказано. Информационная концепция книги перекликается с теорией психоанализа, а эмоционально-чувственная воспевается в романтических и поэтических произведениях, но нигде я не встречал такого точного с обеих сторон представления. Логическая часть книги с хирургической точностью извлекает нужные блоки разума, а образная всеобъемлюще обрабатывает их, вызывая понимание на уровне не слов, но чувств и эмоций, что в сумме приводит к ошеломляющему ощущению удивлённого узнавания, которое приводит к осознанию и пониманию.

Хотя книга не даёт рецепта, как жить дальше. Да и вряд ли кто-то может его дать. Но осознание — основа решения.

Увлекательность: 5

Познавательность: 5+

P.S.: Читать Гессе для меня — как подключаться к какому-то мощному источнику энергии или вселенской мудрости. Быстро, почти мгновенно заряжает, насыщает и наполняет, приводит к пониманию многих вещей, которые стремился понять годами, но эффект оглушительности и ошарашенности вызывает какое-то чувство беспомощности и ощущение, что не стоит этим злоупотреблять.

Плата за вход — разум.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s