Впечатления: Дирксен — «Искусство обучать»

Оставьте комментарий
Книги / Психология
Искусство обучать

Лёгкая и интересная книжка для тех, чья деятельность заключается в обучении, причём не себя, а других людей. Впрочем, это можно понять из названия.

Особенность её в том, что она не только рассказывает, но и показывает (причём буквально), «как сделать обучение нескучным и более эффективным». За счёт визуализации. Простых иллюстраций. Неплохой приём, дающий наглядность и улучшающий запоминание.

Искусство обучать. Наглядность

Ключевые идеи:

  • Задача обучения — добиться того, чтобы слушатель не только услышал и понял новую информацию, но научился использовать новые знания.
  • Чтобы дойти туда, куда нужно, нужно не только знать конечную цель, но и понимать, где мы находимся. Притом, что в рамках одного курса и даже одного занятия, и цель и исходная точка у каждого обучаемого свои.
  • Чем конкретнее цель, тем проще донести её до людей. Например «слушатели научатся проектировать пользовательские интерфейсы» — слишком абстрактно. Вряд ли этому можно научить в рамках курса, а значит чему вообще будут учить — непонятно.
  • Навыки бывают быстрые и медленные. Быстрым (заполнять документ, устанавливать Windows, пользоваться инструментом) можно научить на тренинге. Медленные (грамотно управлять командой, проектировать качественные системы, продуктивно вести переговоры) надо прокачивать регулярно и продолжительно. Если нет возможности долгосрочного обучения, остаётся вариант вдохновить обучаемого на то, чтобы он стремился развивать их сам.
  • Если контекст обучения отличается от контекста использования знаний, то эффект будет сильно слабее. То есть, если мы обучаем работников заводского цеха в условиях тихой аудитории, за компьютерами, в чистоте и костюмах, а применять знания им надо будет в пыльном, шумном цеху, то толку будет мало.
  • Кроме того, факты зачастую не имеют для человека значения, пока он не увидит их в каком-то прикладном контексте.
  • Форма подачи материала сильно влияет на оценку простоты его восприятия. Например, выяснили, что задание, написанное более простым шрифтом оценивается, как более лёгкое. С другой стороны, текст, написанный более сложным для чтения шрифтом лучше запоминается.
  • Память бывает сенсорная (восприятие информации с органов чувств), кратковременная и долговременная. При этом даже в кратковременной памяти информация задерживается только если она нужна для выполнения какой-то задачи. А в долговременной она закрепляется если задачу требуется выполнять неоднократно.

Также в книге встретились рекомендации других книг для развития темы подачи материала:

В прекрасной и уже ставшей классикой книге Дональда Нормана The Design of Everyday Things есть глава «Внешняя информация и внутренние знания», где рассказывается о том, как человек избавляется от груза внутренних знаний, направляя их вовне, в результате чего они становятся внешней информацией.

***

Есть несколько полезных книг по подготовке наглядных материалов. Особенно хороши «Дизайн для недизайнеров» Робина Уильямса и Visual Language for Designers («Визуальный язык для дизайнеров») Конни Маламед — в них подробно рассказывается, как создать интересные визуальные средства.

В целом, книга хоть и не содержит тайных техник и инновационных идей, весьма полезна хотя бы тем, что хорошо структурирует и грамотно формулирует имеющийся багаж информации в понятные и применимые знания. И картинки для наглядности, опять же.

Познавательность: 4

Увлекательность: 4

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s