Впечатления: Марк Леви — «Гениальность на заказ»

Название немного сбивает с толку. Во-первых, оно не совпадает с оригинальным (в оригинале, скорее, «Спонтанный гений»). Во-вторых, фраза-пояснение «лёгкий способ поиска нестандартных решений и идей» тоже не совпадает с оригинальной версией «использование письма для генерации ваших лучших идей, озарений и контента». В итоге русскоязычный вариант вкупе с картинкой склонил к выводу, что книга о каком-то (лёгком) способе включить творческий режим при написании текстов и книга была помещена в категорию public writing. На деле оказалось, что книга описывает технику мне уже известную как фрирайтинг — использование быстрого непрерывного письма на заданную тему для отключения критичекого мышления (внутреннего цензора), свободной генерации идей и поиска внутренних психологических блоков. Это хоть и writing, но отнюдь не public. Эдакая совокупоность психоаналитичекого монолога, мозгового штурма и дампа памяти (пояснение для неспециалистов в ИТ — сброс содержимого памяти в файл для последующего анализа).

Несоответствие содержимого ожиданиям не сделало книгу менее интересной. Прямо скажем, наоборот. Ранее с темой фрирайтинга был знаком лишь понаслышке, погрузиться глубже в его механизмы оказалось весьма увлекательно. Хотя не назвал бы способ «лёгким».

Основные принципы фрирайтинга:

  • Берём лист бумаги или новый документ в текстовом редакторе, определяем тему и начинаем писать всё, что приходит в голову, насколько можно быстро и без остановок.
  • Обычно все мысли проходят уровень внутреннего цензора. который отсекает всё «нереалистичное» или «неприемлемое для окружающих». Однако при быстрой генерации и извлечении мыслей, он перестаёт успевать анализировать весь поток и отключается.
  • С точки зрения психоанализа, мы получаем доступ к кусочку бессознательного (Ид или Оно) минуя контроль СуперЭго.
  • С точки зрения генерации идей, мы получим доступ к неотшелушенным, искренним, настоящим идеям, которые в обычном режиме мы не озвучили бы даже себе. И не потому что они как-то неприличны или неприемлемы, а потому что канал доступа к ним проходит через много защитных механизмов самосохранения и желания хорошо выглядеть.

Конкретно фрирайтинг использовать пока не доводилось. Хоть и не знаю, что меня останавливает теперь. А вообще опыт отключения «внутреннего цензора» у меня был. На тренинге личностного роста. Достагалось это созданием очень шумной обстановки и быстрым потоком ответов на один непрерывно повторяемый вопрос («Что тебе важно?»). На определённом этапе в голове что-то будто включается, или, наоборот, отключается, и чувствуется, как пошли настоящие, искренние ответы, задевающие за живое. Аж слёзы наворачиваются.

Однако использование для этих целей именно письма имеет свои преимущества:

  • позволяет заниматься этим самостоятельно (опыт тренинга самостоятельно я воспроизвести не смогу — там было задействовано пара десятков человек для создания шумовой завесы и фона, и каждый ищущий ответ имел партнёра, непрерывно задающего один и тот же вопрос);
  • облегчает удержание в памяти основной идеи или вопроса, не позволяя увлечься случайным непродуктивным фантазированием;
  • сохраняет результат процесса для дальнейшего вдумчивого анализа как полученных идей, так и своего мышления в целом.

Кстати, похожую методику (непрерывный ответ на листе бумаге на вопрос «Какова цель моей жизни?» до озарения, вызывающего слёзы) я когда-то читал в статье Стива Павлина How to Discover Your Life Purpose in About 20 Minutes («Как узнать цель своей жизни за 20 минут», на русском языке можно найти в его книге «Смелость жить«).  И теперь магия этого приёма стала понятной.

Идеи и приёмы для достижения лучших результатов и облегчения процесса:

  • Процедура мыслеизложения должны быть ограничена по времени.

Вообще-то для этих целей можно использовать стиральную или сушильную машину. Именно так иногда поступает Чак Паланик, автор­ романа «Бойцовский клуб». Перед тем как приняться за написание очередной главы, он загружает грязные вещи в стиральную машину, а сигнал об окончании цикла стирки служит для него сигналом к окончанию бумаготворчества. Таким образом, он пишет бестселлер и выполняет работу по дому одновременно. По словам Паланика, в этом есть дополнительное преимущество: «Чередование писательской работы, требующей умственного напряжения, со стиркой или мытьем посуды, где особо думать не нужно, дает вам такие необходимые перерывы, во время которых у вас могут возникать новые идеи или случаться озарения».

  • Если поток мыслей иссяк, а время ещё не вышло, есть несколько способов сохранения состояния непрерывности, пока разум не переключится на какое-то новое направление:
    — Полепечите на бумаге: «Я ходил к одной крошке дважды, два раза, телефон такой классный, такой отстой, па-ра-ла…»
    — Повторяйте последнее написанное вами слово: «Эти данные показывают, показывают, показывают, показывают, показывают…»
    — Или просто повторяйте последнюю букву, на которой вы застряли: «Прибыль, которую я я я я я я я я я я я я я я…»
    В общем, загружайте работой пишущую руку, пока разум рассматривает варианты, а потом переходите к новой мысли.
  • В качестве основной темы или вопроса можно использовать специальные неоконченные предложения — наводки. Они могут «размять» разум и сориентировать его двигаться в неожиданном направлении. Например:
    «Лучшая часть моего рабочего дня — это…»
    «Вчера я видел одну любопытную вещь…»
    «На меня бы произвело впечатление, если бы, начиная с сегодняшнего дня…»
    «Если бы мне не нужно было работать, я бы…»
    «Мое представление о скучном времяпрепровож­дении…»
    «Если бы я, проснувшись, обнаружил, что мой рост три метра, то первое, что бы я сделал…»
    «Хотел бы поведать вам одну историю…»
    «Помню, как…»
    «Две вещи, которые я мог бы сделать сегодня, чтобы моя жизнь стала более интересной…»
    В книге ещё очень много примеров наводок.
  • В рамках борьбы с потребностью быть «реалистом», использовать приём «Неправда». Суть его в том, чтобы ухватиться за произвольный момент в ситуации и развивать его пока весь реализм не рассыплется в пыль.
  • По новому можно взглянуть на ситуацию, если описывать её в виде письма (которое вы никогда не отправите) своей жене, коллеге, духовному наставнику, начальнику, продавщице мороженного, профессорскому составу научного института, любимому актёру, врагу, маркетологу или историческому деятелю.
  • Ознакомление с другими областями деятельности вполне может привести к смене парадигмы. И вот почему: шоры для восприятия есть во всех сферах, но эти ограничения, вероятно, все равно чем-то отличаются. Когда вы смотрите на вещи через призму иной сферы деятельности, то видите все совершенно по-другому.

Просто интересная идея:

Попытка выложиться на 110% скорее вредна, поскольку ведёт к зажатости, напряжению и предстартовой лихорадке. Выкладываясь на 90% мы, как правило, добиваемся лучших результатов. Выявлено в спортивной области, но применимо к любым сферам деятельности. И особенно к творческим.

Дословные цитаты и примеры, не подлежащие пересказу:

Когда я оставляю мысль, не слишком с ней церемонюсь; могу даже добавить немного желчи.

Итак, верный способ заполучить новых клиентов — опубликовать серию официальных информационных документов. Ничего себе! Серию официальных информационных документов? Не могу даже разыграть воодушевление. Это не для меня. Подумаю-ка я лучше об увеличении количества своих занятий по ораторскому искусству. Каково это будет?

***

Поэт пишет название: «Осенний дождь». Он выдает две или три хороших строки об осеннем дожде. После дело стопорится. Поэт не может ничего больше написать об осеннем дожде, поэтому начинает что-то придумывать, пускается в абстракции, принимается объяснять нам значение сказанного… Ошибка, конечно же, заключается в том, что он чувствует себя обязанным продолжать говорить об осеннем дожде, потому что, по его мнению, это тема. Однако это не тема. Вы не знаете темы, поэтому в тот момент, когда чувствуете, что вам больше нечего сказать об осеннем дожде, начните говорить о чем-то другом.

И напоследок ещё один интересный способ генерации интересных идей:

Я узнал о нем из книги Криса Бареза-Брауна How to Have Kick-Ass Ideas. Называется он «Выдайте все, что можете».
Он пригодится и при работе с группой людей (как малочисленной, так и огромной), но я опишу его на примере взаимодействия с одним человеком.
Предположим, у вас есть проблема или возможность, которую вы хотите обсудить. Найдите друга или того, кому вы доверяете, сядьте напротив, захватив кухонный таймер. Отмерьте себе семь минут и начинайте рассказывать о возможности. Но не как обычно, спокойно и неторопливо, а так быстро, как только можете, прерываясь лишь на то, чтобы отдышаться, и ничего не утаивайте. По сути, это фрирайтинговая беседа.
Пока вы говорите, друг слушает вас и записывает все факты, истории и идеи, что показались ему интересными.
По окончании семи минут наступает его очередь говорить. У него есть три минуты, чтобы рассказать, что он от вас услышал. Вы при этом можете высказывать свои соображения и идеи и тоже записываете все, что нашли интересным.
После этого еще один раунд. Теперь в течение двух минут вы рассказываете своему другу, что услышали от него и как можно использовать эту информацию при обдумывании возможности.

Познавательность: 5
Увлекательность: 4

Впечатления: Марк Леви — «Гениальность на заказ»: 1 комментарий

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s