Если думаете, что я сейчас буду петь дифирамбы сладкой жизни в Microsoft, то нет. Тут достаточно вещей, которые раздражают до коликов. Несмотря на бесплатные бананы и кофе. Но есть и определённые особенности, ради которых я отказался от более престижной должности и на треть большей зарплаты. И это не имя компании.
Так уж сложилось, что со сменой работы мне довелось сравнить два радикально разных подхода к организации рабочего процесса сотрудников. Оцените два вида условий:
- Жёсткий рабочий график — в офисе надо быть с 9:00 до 18:00. При определённом обосновании и после некоторого согласования можно сместить часы работы на с 8:00 до 17:00. Хотя не всем. За приходом и уходом (в том числе временем отсутствия на обеде) следит система смарт-карточной авторизации. Опоздание на 15 минут — объяснительная. Уйти на 15 минут раньше — заявление, согласование и запись в специальном журнале.
Дополнительно работодатель заботится о том, чтобы люди не отвлекались — закрыты не только социальные сети, но и почти весь интернет. На базе сложной системы репутации, контента и всяких штук. Цимес в том, что сайты, у которых нет ярко выраженной репутации и контентной специфики закрыты тоже. А это почти все блоги. Запрос на доступ к веб-ресурсам непрост, требует согласований, в итоге почти все админы, включая начальника отдела, вынуждены читать технические статьи с серверов в удалённых датацентрах, на которых волею судеб сохранился прямой выход в интернет.
Ну и конечно максимально ограниченные права пользователей. Это ладно, это привычно. Но заблокированные даже для ИТ персонала USB-порты бесили изрядно. Особенно, учитывая, что программа-блокировщик мешала обновлению драйверов в VDI, созданию загрузочных флешек и установке ряда управляющего софта.
Что ни говори, а Секьюрити департамент работал отлично. - Рабочий день, в целом, с 9:00 до 18:00. Но если есть необходимость опоздать, уйти раньше, отойти в течение дня на 2-3 часа или вообще не выйти на работу, достаточно просто оповестить руководителя и коллег, на которых может повлиять твоё отсутствие. Ну ладно, про отсутствие конечно нужно будет спросить заранее, чтоб не получилось, что все вдруг отсутствуют. В офис можно не приходить вообще — работать из дома, из дома соседа, из другого офиса, из другой страны. Главное время от времени наведываться всё же. Единственное, что надо согласовывать — если часовой пояс меняется.
Каждый сотрудник — локальный администратор на своём выданном компанией ноутбуке. Конечно каждый в этом случае несёт ответственность за свои данные сам — если завирусовался или испортил что-то в программно-аппаратной части, техподдержка просто снесёт всё и зальёт новый образ операционной системы. Естественно ни о каких ограничениях портов, интернета или установки и запуска приложений даже речи нет.
Внимание вопрос: какой вариант условий работы лично вам кажется более предпочтительным?
Предполагаю, что скептичные менеджеры (а может даже и не только менеджеры) заметят, что в первом случае люди вынуждены пахать хотя бы просто потому, что им нечем больше заняться, а во втором царит бардак, работают только гики, а компания теряет деньги, оплачивая время сотрудников, которые ничего не делают.
Так вот, в компаниях с режимом, условия которого описаны первым вариантом, действительно в полную силу работали только гики. Их можно сосчитать по пальцам одной руки. Остальные отсиживают рабочее время и выполняют только то, от чего нельзя отвертеться. Естественно я могу говорить только об ИТ персонале.

На текущем месте (вариант 2)… Скажем так, давно я не попадал в окружение столь ответственно трудящихся, выполняющих свои задачи и помогающих коллегам профессионалов. Вообще, стоит признаться, ещё не попадал. Первый раз я в коллективе, где все реально сфокусированы на работе и профессиональном росте.
Парадокс?
Может вы думаете, что в MS просто валом валят профессионалы-энтузиасты, потому что тут платят много денег? Возможно есть такой фактор, но реально зарплата инженера поддержки Microsoft не очень разительно отличается от доходов топовых интеграторских инженеров. Разве что белая полностью. Профессионалов тоже сложно найти, потому что к техническим реальным знаниям, что уже редкость на нашем рынке ИТ-труда, добавляется требование хорошего знания английского, что отсеивает значительную часть реально хороших профессионалов (уровня «могу читать документацию и более-менее понимать» недостаточно — приходится активно общаться). Нет, исходные данные приходящих сотрудников не отличаются разительно от других компаний.
Что же тогда?
Пока я вижу три основных исходных фактора и один побочный.
- Когда компания пытается меня ограничить, часть ресурсов уходит на то, чтобы этому противодействовать. В том числе молчаливым бойкотом. А когда компания доверяет и даже помогает (надо уйти — иди, надо новую железку/планшет для чтения в дороге — держи, не хочешь работать из офиса — работай откуда угодно), во-первых, высвобождаются эти «сопротивленческие» ресурсы, а во-вторых, хочется отвечать взаимностью.
- Грамотно выстроенная система KPI. Ориентация на командные показатели — не страшно, если кто-то в определённый период делает меньше (адаптация, болезнь, личные проблемы), если это компенсируется теми, кто делает больше. Осознание, что от твоей работы зависит не только личная репутация и доход, но и общие показатели команды дополнительно стимулируют в тех случаях, когда, если бы использовались только индивидуальные KPI, махнул бы рукой со словами»всё равно в этом месяце уже не задалось». Отдельно остановлюсь на таком показателе, как утилизация. Здесь приходится вести учёт затраченного на основную для специализации деятельность времени. Сюда в моём случае входит только работа по кейсам и не входит административно-организационная (почта, общение, документы) и учебная (тренинги, чтение статей). Я всегда очень негативно относился к учёту времени, для меня это было демонстрацией недоверия к сотрудникам, а здесь это ещё и реализовано самым неудобным образом, но в данном случае, я понимаю, что это просто способ контроля достаточности (или избыточности) численности команды. При условии предоставленных «степеней свобод» воспринимается хоть и неприятной рутиной, но логически обоснованно и приемлемо.
- Понятная система карьерного роста. Чтобы подняться на ступень выше в должности, нужно соответствовать определённым… даже не требованиям, скорее описаниям. Сюда входят не только профессиональные знания и умение решать задачи или отсутствие нареканий от менеджера. Оцениваются также вклад в развитие команды — статьи, менторство, внутренние обучающие мероприятия; точность и аккуратность в соблюдении внутренних политик, например правильность оформления кейсов и знание процессов; клиентоориентированность.
- [побочный] Когда попадаешь в среду, где все работают и развиваются, хочется работать и развиваться. Когда попадаешь в компанию, где главные правила «работает — не трогай», «это не моя зона ответственности» и «мне слишком мало платят, чтобы я что-то делал», а любое изменение встречается с мощным бюрократическим аппаратом согласований, даже если есть внутренний настрой и энтузиазм, его хватает не надолго. Пол года — год, по моему опыту.

За свой профессиональный стаж я сменил много компаний и организаций разного размера и направленности. Но в подавляющем большинстве случаев для стимулирования работы сотрудников используется консервативный подход принуждения и ограничения. И возможность сместить рабочий график на час позже считается мощным демократичным нововведением. При этом количество жалоб на непрофессионализм, халатность и пассивность персонала только растёт.
И я знаю, что не только Microsoft характерна подобным отношением к организации рабочего процесса. Ряд компаний, не только иностранных и не только крупных используют схожие методы и достигают хороших результатов. Но говоря о таких компаниях почему-то обсуждают только бесплатные печеньки, массажные кресла и «проектный подход» с его инновационными методологиями. Эти приёмы и пытаются перенять «традиционные» организации. Получается так себе, прямо скажем.
А в заключение замечу, что несмотря на то, что описанное выше может показаться просто «райскими» условиями для сотрудников, это едва ли так. Как я говорил, есть много вещей, мешающих непрерывному получению удовольствия от работы. И ключевая, пожалуй, это то, что местные определяют как work/life balance. Имея возможность работать когда и откуда угодно, ты привыкаешь делать это всегда и отовсюду. Это круто для профессионального развития. Это круто для компании, конечно. Но…
[…] как пост положительных впечатлений у меня уже есть, надо его уравновесить […]
Ох! Как же я с тобой согласна!!! Просто на все 100%!
Но, к сожалению, кране мало компаний, в частности в Н-ске не встречала таких, которые понимают что постоянный график (9-18 или 8-17) не является единственно возможным!!!
Именно поэтому на текущем этапе своего развития я и выбрала ИП и работу по проектам… Конечно, тяжко без постоянного дохода, но ё-маё, как же мне нравится свобода действий и отсутствие тотального контроля!
При этом, периодически зовут на собеседования и делают круглые глаза, когда я просто говорю, что иногда мне может потребоваться отлучиться с рабочего места на несколько часов (с оговоркой — что я эти часы, разумеется отработаю)… и разумеется, после этой фразы ко мне теряется всякий интерес))) А мне, если честно, просто весело за этим наблюдать!)))))
Костя, пиши ещё) Интересно мне очень, как это работать в MS!)!)
Забавно, но даже дочитав до конца, я так и не понял, какого типа компания MS, первого или второго? :)
Заголовок, вроде, намекает, что второго. Но так ли это?
Так :)