Инфляция образования с точки зрения теории игр

комментария 3
Книги / Мысли

Фрагмент главы «Интерпретация и манипулирование информацией» из книги Диксита и Нейлбаффа «Теория игр«.

Многие выпускники критикуют свои учебные заведения за обучение тому, что оказалось совершенно бесполезным в их дальнейшей карьере. Но такая критика не учитывает ценность образования как рыночного сигнала. В большинстве случаев навыки, необходимые для успешной работы в той или иной компании или профессии, приобретаются непосредственно на месте работы. Но что работодателям действительно необходимо знать, но трудно определить — так это общая способность будущего сотрудника мыслить и обучаться. Хороший диплом, полученный в престижном учебном заведении, — это сигнал, свидетельствующий о наличии такой способности. Обладатель такого диплома как будто говорит: «Если бы я не был столь талантлив, разве я окончил бы Принстон с отличием?»

Однако создание таких сигналов может превратиться в бессмысленную гонку. Если более талантливый человек повысит свой уровень образования, менее талантливый может сделать то же самое; его могут принять за более талантливого и дадут более выгодную работу и более высокую заработную плату. В таком случае действительно талантливый человек должен снова повысить уровень образования, чтобы чем-то выделить себя среди других. И вот даже самая простая офисная работа уже требует диплом магистра. Истинные способности потенциальных сотрудников остались неизменными; единственная сторона, которая может извлечь для себя выгоду из таких избыточных инвестиций в образование, — это мы, университетские преподаватели. Отдельные специалисты или компании ничего не смогут сделать с этой расточительной конкуренцией; здесь необходимо решение на уровне государственной политики.

3 Comments

  1. Мне кажется, в связи с профанацией высшего образования в России наличие диплома уже не подает такой сигнал…

    • Ну мне кажется засилье полупродажных полу просто странных дипломов это лишь вариация образовательной инфляции.
      В штатах тоже ведь бакалавр MIT или Стэнофорда воспринимается иначе, чем выпускник какого-нибудь колледжа Монтевалло в Алабаме.
      Так и у нас, самыми топовыми (по крайней мере в ИТ сфере) считаются Московский и Новосибирский ГУ и ГТУ. А в остальном хорошо если просто есть образование и по специальности.
      И всё чаще стали попадаться «предпочтительно магистерская степень» даже для инженерных вакансий.

    • Да даже наличие диплома с отличием ни о чём не говорит. Вспоминаю наших отличников, которые за хорошую посещаемость и несколько ответов на парах получали «автоматы» и троечников, которые весь год ничего не делали, но зато перед экзаменами/зачетами зубрили, чтобы с 3го раза наконец сдать. Знания кардинально разнились. Частенько первые даже вторым не особо могли помочь с подготовкой, потому что не знали ответов на элементарные вопросы. И это далеко не в последнем ВУЗе Новосибирска.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s