Вторая из самых впечатляющих книг года. Ирония в том, что мама мне давно настоятельно её рекомендовала. Но из её описания книга казалась какой-то эзотерикой и воспринималась скептически. Лишь получив вторую рекомендацию от ещё одного человека, решил таки почитать. И просто ошалел от погружения в атмосферу простых и мощных в своей простоте диалогов, которые
- будоражат и вытаскивают наружу собственные идеи, давно живущие где-то на границе подсознания, но тщательно отгороженные повседневными делами и мыслями;
- заставляют посмотреть на жизнь и мир с более дальнего ракурса и под новыми углами;
- включают режим осознанности и спокойствия;
и всем этим вдохновляют и стимулируют. На что? На что угодно.
В ситуации отягощённости большим количеством забот, высокой интеллектуальной нагрузкой и стрессовым дефицитом свободного времени, книга пришлась просто как живая вода на раны.
Неоднократно слышал, как это произведение сравнивают с книгами Кастанеды. Это был ещё один фактор, оттягивавший её прочтение. Сейчас могу сказать, что небо и земля. Общий разве что формат — в виде диалогов. Но это не уникальное свойство Кастанедовской подачи. Идеи Кастанеды вызывали категорическое отторжение. Идеи Шамана вызывают ощущение узнавания и принятия. Может потому что он ни к чему не обязывает и не призывает.
А может потому что менталитет иной.
Как уже сказал, почти вся книга состоит из диалогов. И почти всеми хочется поделиться. Поэтому, кто состоит в группе Life Cadence уже об этой книге наслышаны :)
Приведу совсем немного (как же мучительно выбирать это немного)
— Ты видишь, как вздымаются и опадают волны на море?
— Да.
— Горы — это такие же волны, только очень медленные. Ты можешь понять это?
— Наверное, могу.
— Тот, кто видит, что горы являются волнами, видит, что и народы как волны. Сейчас волна одних народов на подъеме, других — на спаде.
— От чего зависят подъемы?
— От силы отдельных людей.
— Как узнать сильных людей?
— Сильный человек спокойно преодолевает новые и новые препятствия, независимо от того, предвидел он их или нет. Другими словами: обстоятельства не разбивают его волну.***
Обсуждая вопросы взаимодействия с Духами, Шаман утверждал, что именно мой язык мешает мне понять, что такое «Духи». Когда я рассказал ему гипотезу лингвистической относительности и детерминизма, Шаман заявил что мой язык вносит ограничения и в саму гипотезу. Он считает, что ее следовало бы сформулировать и назвать гипотезой относительности практик, так как человек вообще не может говорить о том, что не практикует.
— Почему язык может меня ограничивать?
— Слова твоего языка обозначают предметы и действия, но мир не состоит из предметов и действий.
— Из чего же он состоит?
— Из того, что ты о нем думаешь.
— Я спрашиваю о реальности.
— Ты можешь думать только о том, что ты делаешь, и это — твоя единственная реальность.
— А как думать о другой реальности?
— Ты видишь летящую чайку и говоришь: «Чайка летит». Это твоя реальность. Древний чукча говорит слово, обозначающее: «Дух побережья проявляет себя в чайке, и я понимаю этот знак». Он это делает, такое понимание — часть его практики, и это — его реальность.
— А есть единая реальность для всех?
— Только на уровне совпадения практик.***
— Как ты решаешь, когда отвечать?
— Не решаю. Вопрос должен «перевариться». А ответ должен «придти». Бывает, что я даже на некоторое время забываю о вопросе. Простой вопрос требует нескольких минут, а принятие решения требует очевидных знаков.
— Какие знаки?
— Эвелны, например, часто видят варианты решения во сне. Многие жители Магадана «читают» совпадения, хотя не отдают себе отчет в этом.
— Как увидеть знаки?
— Сначала тебе нужно научиться смотреть?
— Как ты научился?
— Очень много лет мне не нужно и не перед кем выделываться. Вербальные объяснения отпали сами собой.
— Но я — преподаватель.
— Тебе очень трудно. Работа приучила все объяснять. Теперь ты чаще видишь не реальность, а свои объяснения.***
— Все же, наверное, не все есть в твоем рационе.
— Организм может вырабатывать почти все вещества. Нужно лишь заставить его.
— Как?
— Три вида активности: эмоциональная, физическая и волевая.
— Не заметил у тебя поводов для эмоциональной активности?
— Ты не чувствуешь так, как я. И я не живу здесь постоянно. Нужны новые впечатления, чтобы заставить организм правильно работать.
— Если будет достаточно видов активности, человек будет здоров?
— Он почти не будет стареть.
— Почему?
— После пятидесяти ты поймешь, что молодой человек всегда в форме, а старый как бы собирает себя для жизни каждое утро. Правильная совокупность видов активности позволяет дольше держать форму.
— После пятидесяти — нормальный средний срок?
— Средний у современного человека — после сорока. Но ты научился ходить зимой по тундре. Эта практика или отнимает у городского всё, или добавляет десять лет формы.***
Сначала я думал, что здоровье Шамана во многом обусловлено его жизнью в экологически чистых условиях и натуральными, «без химии» продуктами. Последующие наблюдения заставили в этом усомниться. Например, когда мы выпивали с браконьерами, Шаман не пропускал ни одной и закусывал со всеми даже весьма сомнительными консервами. В холодные дни он спал вместе со всеми в трюме возле чадящей «дэски»[29], хотя я спать там не мог и предпочитал мерзнуть наверху.
— Ты засоряешь организм парами солярки.
— Организм сам очистится.
— Не лучше ли жить по-возможности в экологически чистых условиях.
— Лучше в меру.
— Экологическая чистота в меру?
— Человек не может вечно отгораживаться от мира. Мир все равно прорвется.
— Если будет развиваться экологическое сознание…
— Чепуха. Чтобы быть жизнеспособным, нужно приспосабливаться к любой среде.
— И пусть все засоряется?
— Нужно одновременно и пытаться сохранять среду, и изменяться вместе с ней. Любое одиночное направление проигрышно.***
— Когда человек долго живет в привычной ситуации, он становится компетентным и заскорузлым. Его мышление деградирует, так как он не решает новых задач.
— Но он все более хорошо решает привычные задачи.
— Он их уже не решает, а обкатывает. Он «экономит» мышление, живя привычным образом. Потом он начинает избегать новых задач…
— Новые задачи нужны для мышления?
— Для всего: ума, тела, чувств.
— А тебе не тревожно?
— Конечно. Но этой тревоге нельзя дать перерасти в избегание нового.
Есть ещё две книги. «Свобода Шамана» и «Звёзды Шамана. Философия Шамана». Читать конечно буду. Но с перерывами. Во-первых, это как лекарство от затягивания в рутину повседневности — нет смысла выпивать разом весь запас. Во-вторых, есть опасение несоответствия продолжения началу. Со временем ощущения и ожидания сгладятся.
Рекомендую просто всем. Особенно если вам сейчас некогда читать :)
[…] В. Серкин — «Хохот Шамана», спасибо Нине и маме […]
[…] сложилось, что на ноябрь пришлось 2 из 3 книг года: «Хохот Шамана» и «Путь меча«, то есть самое впечатляющее из […]