Многие знания – многие печали, и умножающий познание умножает скорбь

Боль —
Всего лишь дверь к душе!

Sacrothorn, Marie SteinerИнкуб

«Многие знания – многие печали, и умножающий познание умножает скорбь» – эти слова из Экклезиаста часто всплывают в моей голове, когда я размышляю о своём профессиональном пути. Если подумать, то за ними скрывается не только вечная мудрость, но и огромная практическая сложность, особенно в профессиональной жизни. Как часто глубокое понимание становится источником разочарований?

MMORPG и прокачка классов: первый опыт системного мышления

Начну с небольшого экскурса в своё прошлое. Начало 2000-х, я играл в Lineage 2 — первую свою MMORPG. За класс Blade Dancer — воина поддержки. Не то чтобы мне за него скучно было играть — слабое здоровье и тонкая броня, при направленности ближнего боя, не давали отвлекаться, но мне казалось недостаточным просто развивать своего персонажа. Недостаточно знать только свой класс, чтобы играть хорошо, ведь игра командная. Когда начинаешь изучать способности целителей (хилеров, от heal — лечить), танков и DD-классов (Damage Dealer — наносящие основной урон), внезапно открывается совершенно новое измерение командной игры. Ты начинаешь понимать, почему целитель не может тебя вылечить именно сейчас, или как танку приходится изворачиваться, чтобы держать на себе внимание босса и не умирать. Ну или как они могли бы это делать.

Мой подход всегда был прост: изучи возможности всех основных классов, попробуй сыграть за них, пойми их сильные и слабые стороны. С этой стратегией я мог прогнозировать действия других игроков, быстро адаптироваться к ситуации и принимать более эффективные решения.

Но у этого подхода был и обратный эффект. Чем больше я знал о возможностях других классов, тем сильнее разочаровывался, когда видел, как кто-то не использует их по назначению. Например, хилер не лечит в критический момент, танк не мониторит местность на предмет новых врагов, а DD просто жмёт одну кнопку, уверенный, что всё остальное — забота танка и хилера. И самое обидное — это не просто их ошибка, это упущенные возможности для всей группы. Ты видишь, как всё могло бы быть лучше, но понимаешь, что ничего не изменится.

Профессиональная деятельность: от инженера до менеджера

Этот опыт из виртуального мира перенёсся и в мою профессиональную жизнь. Мне всегда было важно хотя бы немного изучить всё, с чем приходится работать. Мой карьерный путь — это много ролей: системный администратор, системный инженер, аналитик, QA, руководитель группы тестирования и отдела разработки, менеджер проектов, scrum master, delivery director. Каждая из этих ролей открывала для меня новые грани работы, давала возможность понять, как устроены процессы, и помогала видеть картину целиком.

И в каждой роли я не просто выполнял свои обязанности, но и старался освоить основы других ролей, чтобы понимать их задачи, ограничения и особенности. Как организовано тестирование? Почему разработка иногда (почти всегда) затягивается? Какие нюансы учитывать в системном анализе? Как работают художники? (Нет, это было провально.) Всё это помогало мне не только лучше справляться с собственной работой, но и эффективно взаимодействовать с другими участниками процесса. Когда ты сам побывал «в шкуре» разных специалистов, совсем иначе воспринимаешь их проблемы и ограничения.

Именно поэтому я всегда советую коллегам не зацикливаться только на своей специализации. Потратьте время на изучение основ смежных функций – это окупится. Когда разработчик понимает, с какими сложностями сталкивается тестировщик, а менеджер знает, что такое технический долг – команда работает как единый организм, а не набор изолированных специалистов.

Да, это требует времени и усилий. Но разве не в этом суть профессионального роста? И вообще роста. Расширять горизонты, дополняя картину мира. Достигать большего за счёт совместной деятельности.

Однако это знание стало и источником постоянного напряжения. Как и в игре, ты видишь, что многие не используют свои «классовые способности». Продуктовые менеджеры игнорируют исследования пользователей и предметной области, разработчики забывают о базовых принципах архитектуры, тестировщики пропускают очевидные ошибки. И каждый раз ты словно наблюдаешь за группой, которая упускает шанс пройти важный квест и перейти на следующий уровень.

Проблема компетенции: ожидания против реальности

Наверное, самое сложное — это столкновение ожиданий и реальности. Когда ты сам изучил роль, пусть даже поверхностно, ты понимаешь, как её можно и нужно выполнять. И это понимание формирует ожидания: ты предполагаешь, что другие будут использовать свои знания и навыки так же эффективно, как мог бы ты на их месте.

Но реальность часто оказывается иной. Вот продуктовый менеджер, который принимает решения на основе личных ощущений, а не данных. Вот аналитик, который не понимает, чем функциональные требования отличаются от нефункциональных. Вот менеджер проекта, который вместо управления командой и рабочим процессом занимается «пожаротушением» или перемещением квадратиков в Ганте. Каждый раз это бьёт по ожиданиям, создавая ощущение бессмысленности твоих усилий в общем контексте.

И что с этим делать? Это ведь не просто чья-то ошибка или недочёт. Это системная проблема, которая наблюдается во множестве компаний и проектов. Ты понимаешь, что знаешь, где именно мы проседаем, но зачастую не можешь это изменить. Можешь попробовать, будешь пробовать, но это сожрёт огромное количество времени, нервов и энергии.

Знание как бремя: парадокс компетентности

В чём парадокс знания? Оно даёт тебе силу понимать процессы, предлагать улучшения, видеть проблемы. Но вместе с этим оно увеличивает эмоциональную нагрузку. Чем больше ты знаешь, тем больше видишь несоответствий, упущенных возможностей, ошибок.

Помню, как в начале карьеры любая работающая функция вызывала радость. Теперь же, понимая даже частично принципы чистого кода, паттерны проектирования и лучшие практики, я физически не могу радоваться коду, который «просто работает». Знания словно установили новую планку качества, ниже которой опускаться больно.

И ведь это касается не только кода! Когда понимаешь, как должны работать процессы в команде, как правильно вести проекты, как выстраивать коммуникацию – начинаешь замечать недостатки буквально во всём. Каждое совещание, каждый статус-митинг, каждый релиз становится источником мелких (а иногда и крупных) разочарований.

Иногда кажется, что проще было бы знать меньше. Не понимать, как можно было бы сделать лучше, не видеть слабые места в процессах, не тратить силы на борьбу с ветряными мельницами. Но отказаться от знания — это значит отказаться от самого себя, от своих принципов и стремления к совершенству. Одной из отчаянных попыток избежать этого бремени был переход из менеджмента обратно на роль специалиста (системный аналитик), но попытка была безуспешной, так как проблема остаётся и ощущается независимо от того, из какой точки системы ты на неё смотришь. Практически против воли я снова через три месяца стал лидом, а потом и менеджером.

Как жить с этим?

Итак, если знания неизбежно приносят разочарование, как с этим справляться? У меня нет универсального рецепта, но есть несколько стратегий, которые мне немного помогают:

  1. Фокус на изменениях, которые ты можешь сделать. Если ты видишь проблему, начни с тех областей, на которые у тебя есть влияние. Не пытайся решить сразу ключевое, сосредоточься на реальных шагах. Капец, как сложно, но реально помогает.
  2. Принятие ограничений других людей. Не все стремятся к совершенству так же, как ты. Это нормально. Наверное :) Кажется, я не так давно только пришёл к этому осознанию. Нет смысла тратить энергию на тех, кто не хочет меняться.
  3. Поддержка команды. Вместо того чтобы критиковать, помогай другим развиваться. Делись своим опытом, учи, показывай примеры. Возможно, кто-то вдохновится. Возможно, нет. Если хотя бы один вдохновится — было не зря.
  4. Личное развитие. Э-э.. просто продолжай развиваться. Например вместо того, чтобы тратить время и силы на фрустрацию и переживания. Потому что нужно осваивать новые способы влияния на системы, людей и компании.
  5. Поиск смысла. Напоминай себе, почему ты это делаешь. Не для того, чтобы доказать свою правоту, а чтобы сделать работу лучше и принести пользу.

Итог: знание как инструмент, а не цель

Да, знание — это одновременно сила и бремя. Оно помогает нам расти, решать сложные задачи, строить лучшее будущее. Но оно же делает нас уязвимыми к разочарованиям, когда реальность не соответствует нашим ожиданиям.

Может ли это быть поводом отказаться от стремления знать больше? Лично для меня — нет. Да, многие знания действительно умножают печаль. Но они же умножают и нашу способность эту печаль преодолевать. И, пожалуй, это того стоит. Может, именно в этом и заключается настоящая мудрость – не в избегании знаний из страха перед разочарованием, а в принятии того факта, что именно через эти «печали» мы растем и развиваемся как профессионалы. И не только.

Оставьте комментарий