Впечатления: Данте Алигьери — «Божественная комедия»

Я УВОЖУ К ОТВЕРЖЕННЫМ СЕЛЕНЬЯМ,
Я УВОЖУ СКВОЗЬ ВЕКОВЕЧНЫЙ СТОН,
Я УВОЖУ К ПОГИБШИМ ПОКОЛЕНЬЯМ.
БЫЛ ПРАВДОЮ МОЙ ЗОДЧИЙ ВДОХНОВЛЕН:
Я ВЫСШЕЙ СИЛОЙ, ПОЛНОТОЙ ВСЕЗНАНЬЯ
И ПЕРВОЮ ЛЮБОВЬЮ СОТВОРЕН.
ДРЕВНЕЙ МЕНЯ ЛИШЬ ВЕЧНЫЕ СОЗДАНЬЯ,
И С ВЕЧНОСТЬЮ ПРЕБУДУ НАРАВНЕ.
ВХОДЯЩИЕ, ОСТАВЬТЕ УПОВАНЬЯ.

Надпись на воротах в ад.

Наконец, я сознательно освоил хотя бы кусочек школьной программы по литературе. Так и не понимаю, зачем надо заставлять детей читать это в школе. Сейчас мне было интересно, наконец, сформировать в голове структуру ада по Данте. Когда ад кончился и пошли главы «Чистилище» и «Рай», читал уже преодолевая внутренний психологический барьер. В школе мне и это не было интересно.

Нет, сам стиль, яркость образов, эрудированность автора, обороты речи вызывают непередаваемое восхищение. Чем-то похоже на Пушкина, но глубже, ещё более витиевато и с постоянными отсылками к истории, философии, политике и научным трудам древности. Без комментариев специалистов изрядная часть текста проходит мимо понимания вообще. Пушкин, HARD-версия. Конечно, и переводчикам стоит выразить глубокую признательность.

Учителю, мне кажется, казалось,
Что мне казалось, будто это крик
Толпы какой-то, что в кустах скрывалась.

Но я не могу оценивать произведение только по внешним признакам, не акцентируясь на сути. А суть «Божественной комедии» — христианские эзотерические каноны. Слегка подогнанные и переосмысленные Данте, но соответствующие духу того времени. Да и сейчас они не сильно далеко ушли. Короче, книга окончательно добила в моих глазах христианство, как гармоничную картину мира, проповедующую любовь. Но не буду развивать тему во избежания разжигания..

Как я уже говорил, мне был интересен ад. Со школы запомнил только, что первый круг — Лимб, а последний — Люцифер терзает Иуду. А полностью выглядит так:

1-й круг — Лимб. Просто серое и унылое место, где маются те, кто умер некрещённым, хотя жил праведно, в частности младенцы и умершие до христианства.

2-й круг — «жертвы любви». Судя по всему, фанаты неудержимых плотских утех предполагаются, хотя упоминаются и просто люди, любовь между которыми получила известность: Клеопатра, Елена Троянская (вместе с Парисом и Ахиллесом). Их души гоняет ледяной ветер вокруг скалы.

3-й круг — Чревоугодники (обжоры).

4-й круг — Жадность. Представлен скупцами и расточителями, которые ходят по полукругам единого круга туда-сюда, сталкиваясь и ругаясь в крайних точках, таская какую-то ношу.

5-й круг — Гнев. Души превращены в деревья, но способны чувствовать боль. Деревья терзают гарпии.

6-й круг — Город Дит. Тут еретики, и «отрицающие бессмертие души» — атеисты (эпикурийцы). Лежат в вырытых могилах и горят.

7-й круг — Насилие. Включает в себя три пояса:

1) Убийцы, громилы и разбойники — плавают в кровавой горячей реке (Флегетон), особо высунувшихся отстреливают кентавры.
2) Самоубийцы. А также азартные игроки и моты. Сидят в пустыне, посыпаемые обжигающими горящими хлопьями.
3) «Насилье, оскорбляющее божество». Содомия и лихоимство (ростовщичество). То же, что и 2), но на месте находиться не могут, бегают.

8-й круг — Обман. Этот круг разделён на целых 10 колец:

1) Сводники и обольстители.

В первом рву грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами и поэтому крупней шагая, чем Данте и Вергилий. Ближайший к поэтам ряд движется им навстречу. Это — сводники, соблазнявшие женщин для других. Дальний ряд идет в том же направлении, что и поэты. Это обольстители, соблазнявшие женщин для себя

Тут, например, Ясон из аргонавтов.

2) Льстецы. Погружены в кал зловонный.
3) Святокупцы (получившие церковный сан с целью личного обогащения). Вкопаны вниз головой то ли по пояс, то ли по голени. Стопы горят. Каждый новый поступивший проталкивает своего предшественника глубде в землю.
4) Прорицатели. Немы, голова почему-то повёрнута назад, так что вынуждены пятиться.
5) Взяточники. Плавают в горячей смоле, всплывших тычут и раздирают баграми черти.
6) Лицемеры. Ходят в сверкающих золотом, свинцовых внутри тяжёлых одеждах. Особо отличившиеся распяты на земле на их пути.
7) Воры. Их жалят змеи, от чего души рассыпаются в прах, но снова восстают. Периодически некоторые превращаются в змей и ползают в таком облике.
8) Лукавые советчики. Их демон рубит мечом (или чем-то ещё острым) и они ходят такие порубленные, с внутренностями наружу, кто-то голову в руках несёт. К концу круга зарастают и по новой.
9) Зачинщики раздора. Ходят горящие.
10)

Последняя обитель Злых Щелей — десятый ров, где караются поддельщики, подразделяемые на четыре разряда: поддельщики металлов, поддельщики людей (выдающие себя за других), поддельщики денег и поддельщики слов (лжецы и клеветники). В песни XXIX речь идет о поддельщиках металлов; они страдают зловонной чесоткой и притом расслаблены

Фальшивомонетчик — водянка.
Лжецы — горячка.

9-й круг — Предатели. Вморожены в лёд озера Коцит по самую голову.

В девятом круге, на самом дне Ада, образованном ледяным озером Коцит, казнятся обманувшие доверившихся, то есть предатели. Здесь — четыре пояса: Каина (предатели родных), Антенора (предатели родины), Толомея (предатели друзей), Джудекка (предатели благодетелей), а посередине, в центре вселенной, вмерзший в льдину Дит (Люцифер) терзает в трех своих пастях предателей величества земного и небесного.

В трёх пастях Люцифер терзает Иуду (конечно же), Брута (хотя Брут упоминается и в Лимбе непонятно почему) и кого-то ещё…

Вот такая вот странная иерархия и не всегда понятное соответствие тяжести наказаний тяжести проступка.

Ещё интересно, что Цезарь зависает в Лимбе, а Александр Македонский гордо лежит среди убийц. И даже за содомию Цезаря не покарали, хотя в главе Чистилища именно он всплывает примером этого греха.

Улекательность: 3

Познавательность: 4

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s