Путь поиска гармонии через протокол: айкидо в условиях соревнований

«Как только ты начинаешь задумываться о том, кто “хорош” или “плох” среди других людей, ты открываешь в своём сердце дверь для злобы. Испытывая, соревнуясь и критикуя других, ты ослабляешь и побеждаешь самого себя.»

— Морихэй Уэсиба — «Искусство мира»

Соревнования и состязания резко контрастируют с ключевой идеей «Масакацу Агацу» (正勝吾勝, истинная победа — это победа над собой) основателя Морихэя Уэсибы (см. эпиграф). И если такие направления, как Реальное айкидо, Айкидо Ёсинкан и Томики айкидо, уже некоторое время успешно проводят турниры, представители Айкидо Айкикай (классической школы) долгие годы игнорируют тренд.

Преамбула

Почему соревнований в айкидо не было, а теперь есть

Причина отказа от соревнований не только в установке на «Путь гармонии» и «Победу над собой» которая многими воспринимается эзотерично и несерьёзно. И идею соревнований отвергает не только Айкикай. Основатель Ёсинкан Айкидо Годзо Сиода выразил своё видение так:

В айкидо нет формы соревнования. Мы выполняем техники и принимаем падения поочерёдно, многократно практикуя их. Из-за этого некоторые молодые люди чувствуют неудовлетворённость и жалуются, что не могут измерить свой прогресс без соревновательного элемента…

В спорте существуют определённые, заранее оговорённые правила — именно поэтому возможны соревнования, где можно определить победу или поражение. Но айкидо — это не спорт, а будо. Здесь либо ты побеждаешь противника, либо он побеждает тебя. Ты не можешь жаловаться, что он не следовал правилам. Ты должен преодолеть его так, как требует конкретная ситуация.

Тем не менее, последователи Сиоды соревнования, всё же, ввели.

Примерно ту же идею озвучивает Лео Тамаки, когда его спросили, какой вид айкидо он практикует и преподаёт (запрещённый youtube, текстовая расшифровка, переведена на русский): «

It’s survival fight, not a ritual fight» — «Это бой на выживание, а не ритуальный поединок»

Другими словами, ограниченное типовыми правилами спортивных поединков айкидо теряет всякий смысл. А без подобных ограничений, высокая травмоопасность техник требует от участников такого уровня мастерства, на котором соревнования, как правило, уже никому и не требуются.

Но реальность диктует свои правила: в России айкидо с 1995 года официально закреплено за Министерством Спорта. А значит, без соревнований нет ни разрядов, ни спортивных званий, ни официального статуса тренеров.

Поэтому Федерация Айкидо Айкикай России (ФААР) сейчас пытается придумать компромиссный вариант, где не будет пьедесталов и наград – только демонстрация техники в духе экзамена. Правда, будет рейтинг. Но пока это в ещё в очень сыром виде. А клуб «Риверкан», в рамках продвижения школы, дважды в этом году зашёл и на устоявшиеся уже соревнования реальщиков/ёсинкана.

Внутренний конфликт: философия vs соревнования

Как уже сказано выше, соревнования противоречат той самой сути айкидо, которую я принял и полюбил. Мне всегда нравилась идея, что мой главный оппонент – это я сам. В конце концов, для победы над своими слабостями и неуверенностью мне не нужно сравнивать себя с кем-то. Но жизнь преподносит сюрпризы, и вот уже мой учитель объясняет: участие нашей школы поможет продвижению айкидо в России и принесёт конкретные преимущества тренерам и ученикам. Аргумент показался весомым, и я решил попробовать – хотя бы ради поддержки учителя. Ну и нового опыта.

Соревнования

Региональные соревнования, январь 2025

Наш учитель Сергей Константинов, 4 дан: «Вот туда выходите и всех побеждаете»

Программа:

  • Дисциплина «Кихон» — надо продемонстрировать 12 техник. Упор на качество. Учитывая, что техники разные и от разных атак, надо чтобы не только исполняющий (тори) запомнил порядок, но и ассистирующий (уке) в правильном порядке атаковал.
  • Дисциплина «Дзюи-вадза парная» — надо будет выполнить 20 бросков. От одной атаки или от разных — не важно.
  • Дисциплина «Дзюи-вадза групповая» — то же, что «Дзюи-вадза», но от двух атакующих (уке).

Из известных критериев оценки — 20 бросков в дзюи-вадза надо будет завершить чем быстрее, тем лучше. И надо обеспечить разнообразие, но как именно — не ясно. Вроде как два подряд одинаковых броска не засчитывают.

Кто кому будет ассистировать — на месте разберёмся. На подготовку 2 недели.

Не самый основательный подход к подготовке для такого контрол-фрика, как я. Но программу нам Сергей подготовил, и то, что она была общая для всех нам здорово помогло.

На самих соревнованиях было, как и на экзамене, нервозно ждать своей очереди. Выход на татами для демонстрации — всплеск адреналина, и потом всё как в тумане. Везде уже поблагодарил своего уке — поблагодарю и тут. Спасибо Егору Овсянникову (1-й дан), его отзывчивость и скорость реакций принесли мне 3-е место в парном дзюи-вадза.

Основные наблюдения

  • Школы-участники выполняли более короткие и простые техники, фокусируясь на скорости и эффективности.
  • Ощущалось, что мы не до конца понимаем, по каким критериям нас судят.
  • В судействе не было представителей Айкикай, что вызывает сомнения в объективности оценки.

Тем не менее мы собрали третьи места во всех дисциплинах. Неплохой результат для дебюта.

Март 2025, комплекс-техника

На сей раз, как противник спортивно-соревновательного аспекта, участвовал в пилотном прогоне «новой спортивной дисциплины «комплекс-техника» по виду спорта айкидо».

Программа

  • Кихон: 12 техник на разных уровнях — Сувари вадза (оба на коленях), Ханми Хантачи вадза (тори на коленях, уке стоя), Тачи вадза (оба стоя).
  • Дзюи-вадза: свободная техника против одного уке. На сей раз не 20 бросков на скорость, а сколько угодно бросков за минуту. Есть ли там минимум — неизвестно. Требования по разнообразию также не известны.
  • Рандори: работа против нескольких уке. Двоих в данном случае.
  • Защита от атак с оружием: 3-5 техник против атак с танто (деревянный нож).

Сам день соревнований запомнился пиком фрустрации и негодования от уровня организации с нашей стороны. Программу кихона разрабатывал себе сам. Сергей её толком не смотрел. Кто будет уке, стало ясно лишь за 20 минут до выхода. Две техники из моей программы были внезапно запрещены, как не являющиеся базовыми (хотя присутствуют в наших аттестационных экзаменах). В итоге — 3 из 4 этапов провалены.

В свободное время наблюдал, что происходит на «спортивной» части мероприятия, и постоянно ловил себя на мысли

Это не то айкидо, которым я хочу заниматься

Определение причин такого негативного восприятия требовали более глубокой рефлексии.

Май 2025: судейство на турнире СШОР №2

На сей раз целых два представителя Айкикай в судействе — я и Александр Тюмин (по правую от меня руку)

В моём любимом стиле за день до соревнований узнал, что стал судьёй. И что иду судить вот прям завтра.

Соревнования по обычной спортивной программе, но на сей раз взгляд со стороны судейства.

Наконец, получилось разобраться с критериями, по которым судили в том числе и нас. Многое стало понятно (с точки зрения штрафных баллов), особенно когда смотришь через призму необходимости оценки.

И через эту же призму стили видны некоторые системные проблемы в технике, как общие для всех, так и специфичные для нашей школы. Независимо от аспекта спортивных соревнований.

Резюмируя свой комплексный опыт минувшего «соревновательного» полугодия.

Есть и плюсы

«Опыление»: Смотреть на выступления других школ было интересно. Отличается стиль, отличается стойка, отличаются движения, но основа — та же. Как говорит наш учитель: «та же конфета в другом фантике». Было бы круто поработать с представителями других школ на каком-то общем семинаре. Прочувствовать нюансы их вариаций.

Адреналин и драйв: я не азартный человек, но всплеск адреналина перед выходом на татами и облегчение по завершении (особенно если не очень хреново выступил) дают яркие эмоции и ощущения. Со слов Сергея, большинство детей и подростков после участия в соревнованиях повысили уровень вовлечённости и посещаемости занятий. Кэндзи Томики тоже в чём-то был прав.

Мини-аудит: Даже спорные критерии судейства помогают обратить внимание на ошибки в своей технике. Хоть детали и не были ясны, пока я не оказался в роли судьи, но, в попытке выяснить, за что штрафные баллы, пришлось анализировать своё выступление и отмечать всякое — проблему со стойкой, с дзансин (отмеченные ещё на моей аттестации на 2-й дан). Судейский анализ принёс ещё ряд системных проблем группы — не доделывание техник в дзюи-вадза, устойчивый уке в динамичных формах, игнорирование атеми со стороны уке, неуходы с линии атаки.

Рефлексия после подобных мероприятий приводит к тому, что техника становится более осознанной и чёткой.

Главный минус – «спринт-ката» вместо будо

Скажите, как вы будете меня измерять, и я скажу вам, как я буду себя вести

— Э. Голдратт

Есть официальные Правила вида спорта «Айкидо» (утв. приказом Министерства спорта РФ от 19 февраля 2018 г. N 154). В них расписано много чего вплоть до требований к чистоте кейкоги и головы перед выходом на татами. Но вот тема оценки выступлений дана очень размыто. В итоге, в айкидошно-судейском сообществе устоялись свои критерии.

  1. «Самопад» — когда тори не доделывает технику и заметно, что уке падает просто потому что «так надо».
  2. «Недостаточное взаимодействие с уке» — если уке стабилизировался (занял устойчивую позицию) в процессе выполнения техники.
  3. «Неуход с линии атаки» — в большинстве случаев резонно, но часть входов в технику, по крайней мере в нашей школе, обеспечиваются не уходом с линии, а опережающим сбиванием оси партнёра. И мы получаем штраф.
  4. «Отсутствие атакующего намерения» — когда уке имитирует атаку настолько формально, что не достаёт до тори, бьёт мимо или атака не имеет достаточной силы/скорости.
  5. Потеря равновесия/концентрации — равновесия, это если покачнулся, концентрации — это если волосы, например, с глаз убрал или в сторону посмотрел.

Что видим? Критерии оценок подталкивают делать простые и короткие техники. Чем длиннее комбинация, тем выше шанс получить «потерю равновесия» или «недостаточное взаимодействие». И никаких бонусов за сложность. Кроме того, скорость исполнения прямо влияет на результат в дисциплине дзюи вадза. Как следствие, выгодно делать максимально простые и сокращённые варианты техник.

Кроме того, с учётом критериев 2 и 4, роль уке становится не просто важной, а критической. Какой бы я ни был технически развитый айкидо-ниндзя, если уке бьёт мимо меня или «залипает» в положениях и долго встаёт, я обрасту штрафами и не уложусь в тайминг дзюи вадза. А значит, надо а) выбрать самого подходящего уке; б) предварительно отработать с ним программу до посинения.

Итог: выступления превращаются в постановочные номера. Причём зачастую с одними и теми же уке в рамках одной категории. Важно не раскрыть глубину и многообразие айкидо, а просто не ошибиться. Весь смысл практики сводится к демонстрации заранее заученных движений, лишённых спонтанности и настоящей энергии. Айкидо превращается хореографию, как парное выступление по фигурному катанию, теряя свой главный смысл – живое взаимодействие, внутреннюю работу и дух будо. Самурайскую эстетику заменяет спортивный расчёт. А рост мастерства практические не влияет на шансы. Рост мастерства уке влияет.

Та самая рефлексия

Несмотря на внутренний конфликт, не приходится жалеть об опыте участия. Во-первых, получена пачка новых впечатлений, эмоций и опыта. Во-вторых, выявлены и обдуманы некоторые системные проблемы техники, как своей, так и группы, на что можно повлиять. В-третьих, основательный повод для рефлексии и размышлений.

Если отбросить первичные реакции — «соревнования в айкидо это неправильно» — и сосредоточиться на том, что этот опыт даёт, можно вынести много ценного. Ведь системные проблемы техники есть не только у нас, просто у разных групп, школ они свои, хотя есть и общие.

Например, почему мы не доделываем техники, а уке даже не пытаются уклоняться от атеми (удара), будучи уверенными, что удара не будет? Не потому ли, что мы привыкли друг друга жалеть, оберегая от травм? И это резонно, травмы в айкидо могут быть хуже, чем в карате. Я пробовал и то и другое. В конце концов, если не беречь своих уке, скоро не с кем станет практиковаться. Но как будто надо это делать не за счёт деградации техники. Это ведь и ведёт к тому, что айкидо, как боевое искусство вызывает скепсис и насмешки.

Мы «окукливаемся» внутри своих школ и групп — постоянно работая в комфортном кругу близких людей, не замечая возможных повторяющихся недочётов, потому что тут в додзё техника работает, а за пределами никто не проверяет. Соревнования могут помочь выйти из этой зоны комфорта.

Но в текущем виде они создают иные системные проблемы.

ФААР пытается найти формат без прямой конкуренции, и идея комплекс-техники выглядит перспективной. Такой формат мог бы напоминать экзамен, где важнее показать понимание и владение техникой, а не скорость. Но, к сожалению, текущий формат комплекс-техники существенно отличается от «спортивного» варианта только отсутствием медалей и грамот. Всё те же «парные выступления». Да ещё и с устоявшимся составом судей с их привычными критериями.

Возможно (возможно), было бы разумно демонстрировать техники со случайным уке (включая представителей других школ). И каждого участника оценивать не только как тори, но и как уке. И учитывать таки техническую сложность демонстраций и уровень выступающего. Последнее даже прописано в текущих официальных правилах, но почему-то игнорируется.

Вывод

Соревнования помогли увидеть слепые зоны моей техники и снова задуматься о том, что такое айкидо для меня лично. Но главный вопрос остаётся: как сохранить традицию внутреннего роста и дух айкидо в спортивном формате?

Что для вас важнее: внутренний прогресс или серебряная медаль и грамота в рамке?

Путь поиска гармонии через протокол: айкидо в условиях соревнований: 1 комментарий