Впечатления: Ли Лефевер — «Искусство объяснять»

Оставьте комментарий
Книги / Психология

Очень и очень полезная книга. В особенной мере для тех, чья деятельность связана с обучением, преподаванием, публичными выступлениями и презентациями. Но и всем остальным лишней не будет, потому что, во-первых, объяснить кому-то что-то — значит лучше понять это самому. А во-вторых, всем нам периодически приходится кому-то что-то объяснять — родителям, детям, коллегам, руководству, друзьям, знакомым и просто случайным людям.

Насчёт «с полуслова» не уверен, магии в книге нет, но механизмы, по которым работает или, наоборот, не работает та или иная подача донесены хорошо.

Объяснение — это искусство показать, зачем или в чем причина этих фактов, законов и специфических особенностей и почему они имеют смысл.

Одним из ключевых явлений, осознанных в ходе прочтения, стало проклятье знания. Частично я его прочувствовал, когда начал писать статьи на хабре. Я называл его проблемой эксперта (первый абзац статьи). Заключается оно в том, что как только человек осваивает какую-то область до уровня неосознанной компетентности, она воспринимается им как элементарная и не требующая объяснения.

В моём опыте это обернулось тем, что когда-то намеченные для освещения темы стали казаться банальными и бессмысленными для публикации.

В более глобальном и более проблемном смысле проклятье знания ведёт к тому, что объясняющие акцентируют внимание на чём-то, что интересно для них, опуская объяснение основ, а в результате теряют основную часть аудитории.

Человек задает вопрос — мы даем ответ. Обычно это срабатывает.
Проблема в том, что прямой подход может иметь непредвиденное последствие — потерю уверенности в себе. Желая получить объяснение, человек получает констатацию факта. Почему капля растительного масла, попавшая в стакан с водой, растечется по ее поверхности, а не утонет? Из-за относительной плотности. Чем вызвано изменение климата? Повышением CO2 в атмосфере. Почему бывают приливы и отливы? Это связано с Луной.
С точки зрения отвечающего, прямые и точные факты — это решение проблемы. Но в действительности ими можно буквально заткнуть спросившему рот. Подтверждение факта без намека на контекст перекладывает ответственность на того, кто задал вопрос. Если он не знает, что такое относительная плотность или CO2, то просто двинется дальше, не задавая лишних вопросов или не выискивая новую информацию. Все! Он не станет пользователем этой идеи.

Другая идея, совпавшая с моими личными наблюдениями, частично проистекающая из предыдущей. Разбирающийся в каком-то вопросе человек, интересующийся им сам и пытающийся его объяснить другим, как правило интересуется деталями и вопросом «как?». В то время, как человеку, только встающему у истоков изучение данного вопроса важнее ответить на вопрос «зачем?» и понять актуальность и применимость данной идеи. И если пропустить этот момент, вся украшенная деталями и нюансами часть лекции или презентации уйдёт мимо.

В книге также описываются основные элементы хорошего объяснения. Вот они:

  • Соглашение — укрепляет доверие с первого предложения. Достигается путем создания общей картины, которая знакома большинству людей. Это делается при помощи таких заявлений, как: «Мы все согласны, что цены на бензин растут».
  • Контекст — перемещает пункты, по которым мы достигли согласия, в определенные условия. Он создает основу для объяснения и позволяет аудитории понять, почему это важно. Например, вы могли бы сказать: «Большая часть ваших доходов пойдет на заправку машины».
  • История — общие идеи могут преподноситься в виде рассказа, персонаж которого меняет свою точку зрения и вместе с ней трансформируются эмоции. «Познакомьтесь с Салли, ей надоело платить за бензин такие деньги, ей нужны альтернативы. Вот что она придумала».
  • Связи — часто сопровождают историями, представляют собой аналогии или метафоры, связывающие новые идеи с тем, что людям уже известно. «Салли понимала, что для нее поездка в автобусе сродни выполнению нескольких дел сразу, потому что она одновременно и работала, и ехала на службу».
  • Описания — это прямые сообщения, которые скорее отвечают на вопрос как, а не зачем. «Салли обнаружила, что могла бы экономить более $20, если бы ездила на автобусе три раза в неделю».
  • Заключение — завершает упаковку кратким изложением того, что было изучено, и обеспечивает следующий шаг, направленный на аудиторию. «В следующий раз, когда вас обескуражат цены на бензин, вспомните…»

Пример так себе, но суть передаёт.

Автор книги — создатель компании Common Craft, занимающейся объяснением концепций, как услугой. Одна из ключевых их идей — трёх-четырёхминутные объясняющие видеоролики. Один из них долгое время использовал dropbox для описания своего сервиса. Кто пользуется им давно, ещё может вспомнить. Сейчас я этого ролика у них не нашёл.

Я читал книгу в ходе проведения очередного курса, и возможно из-за дополнительной актуальности и наглядности она зацепила меня до появления тэга must read. А возможно потому, что подвердила мои туманно вырисовывавшиеся выводы и упорядочила их в структуру.

Интересно. Полезно. Читается легко. Немного раздражали только типовые american style истории: «познокомьтесь с Бобом, у него проблема и он в отчаянии…», «познакомьтесь с Салли, она нашла решение своей беды, и она счастлива…», «познакомьтесь с Мэри, она начальник департамента маркетинга и у неё есть трудности…», но свою задачу они выполняли.

Познавательность: 5.

Увлекательность: 4.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s