Невозможно быть ответственным за чьё-либо поведение. Я говорил, что я отвечаю за нашу группу. Не совсем так. Самое большое, что я или любой другой руководитель могли бы сделать, — это только заставить каждого нести ответственность за свою собственную судьбу.
Роберт Хайнлайн — «Свободное владение Фарнхэма»
Времена, когда менеджеру просто нужно было делегировать задачи и контролировать их исполнение, остались позади. Те времена характеризовались централизованным принятием решений, что естественным образом вело к тому, что в руководители выдвигался самый продвинутый специалист — тот, кто мог формировать лучшие решения и контролировать их исполнение. Этот подход всё ещё имеет силу, хотя в современном высокодинамичном мире вредит больше, чем помогает.
В наше время, когда слишком быстро всё меняется — рыночные условия, технологии, социально-экономические ситуации — большое значение имеют гибкость, адаптивность и скорость принятия решений. В данном контексте подход «централизованный мозг плюс миньоны» проигрывает «распределённым вычислениям» — варианту, при котором используются интеллектуальные ресурсы всех участников, что повышает скорость и гибкость.
В разговоре крестьянина, священника и врача могут родиться новые идеи, которые никогда не возникнут при общении трёх охотников-собирателей.
Юваль Ной Харари — «Краткая история будущего»
Однако взятая на вооружение различными agile-проповедниками идея о том, что менеджеры и руководители теперь отстой, а в тренде сейчас лидеры, тоже кажется, мягко говоря, однобокой.

Отбрасывание термина «менеджер» и попытка заменить его «лидером» говорит о непонимании смысла этих терминов. «Менеджер» — это комплексное понятие, возникшее от английского «to manage» — «справляться». То есть менеджер — это человек, способный организовать процесс или систему таким образом, чтобы «справиться» с получением необходимых результатов в необходимый срок и с нужным качеством.
Лидер — человек, способный «вести за собой», путём ясного формулирования цели, вовлечения в её достижение и мотивации. Функции необходимые менеджеру, но не достаточные. Менеджеру без лидерских качеств будет непросто, но и лидеру без менеджерских трудно будет добиться какого-то результата.
С учётом же потребности максимально задействовать интеллектуальные способности, навыки, знания и полезные личностные характеристики всех участников процесса, современному руководителю, лиду или менеджеру становятся критически важными умения эти способности выявлять, а также вовлекать людей в их развитие и использование. Развитие людей обеспечивается такими видами деятельности как менторинг (наставничество) и коучинг.
Итого сущность современного менеджера определяют четыре ключевые роли — собственно, менеджер, лидер, ментор и коуч. Рассмотрим более конкретно функции этих ролей.
Менеджер как менеджер
Лидеры формируют видение и направляют команду, а менеджеры добиваются того, чтобы это видение было реализовано на практике. Они разрабатывают стратегии и планы действий, принимают решения и координируют усилия команды для достижения общих целей.
- Установление практик, политик и процедур. Непростая задача выбрать нужное и отбросить лишнее в деле разработки и внедрения набора правил, который обеспечит эффективную деятельность команды, подразделения или организации.
- Устранение организационных рисков. Меры по идентификации и устранению финансовых, операционных, технологических и других видов рисков, которые могут негативно повлиять на достижение результата.
- Достижение высокой продуктивности и целей команды. Определение достаточно высоких стандартов производительности и эффективности для своей команды, позволяющих достичь необходимых целей и результатов..
- Обеспечение выполнения работы и ее завершения. Работа должна те только делаться, но и доводиться до завершения, что касается как проекта в целом, так и всех его элементов и фаз. Для этого должны определяться ясные критерии завершения.
– Отчет о прогрессе покажет, что 90 процентов проекта завершено в течение года, а потом на оставшиеся 10 процентов уходит еще один год.
Элияху Голдратт — «Критическая цепь»
Менеджер как лидер
В роли лидера, современный менеджер выступает как вдохновитель и направляющая звезда для своей команды. Он не просто управляет процессами, но и устанавливает и определяет видение, которое будет направлять действия всех членов коллектива.
- Установление и определение видения. Точка в будущем, которой мы должны достичь. Образ продукта, который мы должны разработать. Понимание смысла культуры и практик, которые мы внедряем. Профит, который от результата этой деятельности получим мы и общество. Чем чётче понимание, куда и зачем мы идём, тем проще идти. И заставлять себя идти, когда сложно.
- Установление ясных ожиданий и предполагаемых результатов. На самом деле это дополнение к предыдущему пункту. Но зачастую им пренебрегают. И на выходе получаются странные мутанты вместо ожидаемого гармоничного результата.
- Формирование понимания вклада каждого члена команды. Лидер активно работает над тем, чтобы каждый член команды понимал важность своего вклада в достижение общих целей, а также то, каким образом можно его внести.
- Определение фокуса и направления движения команды. Как говорят, «если каждый делает все, то ничего не будет сделано». Именно лидер помогает команде определить, что именно является наиболее важным и необходимым для достижения успеха.
— Лесли, если менеджер хоть за что-то в мире отвечает, так это за то, чтобы его подчиненные понимали, почему важна их работа. Если менеджер считает, что это не его дело, он сам не заслуживает своей должности.
Патрик Ленсиони — «Почему не все любят ходить на работу»
Менеджер как ментор
Менеджеры, развивающие своих сотрудников, получают лучшие результаты и лучшую производительность. Люди не приходят полностью готовыми. Даже при хорошем опыте и развитых профессиональных знаниях и навыках (hard skills) будет много пробелов в межличностных коммуникациях, реакциях на трудности и специфических особенностях задач и процессов конкретно вашей компании.
- Индивидуальное отношение. Важно видеть свою команду или подразделение не как единую массу усреднённых исполнителей, а как группу индивидов, каждый из которых обладает своими возможностями, особенностями и целями. И пробелами в знаниях или навыках, которые надо восполнять.
- Обратная связь и оценка. Крайне важно предоставлять конструктивную обратную связь своим сотрудникам, помогая им понять свои сильные и слабые стороны, а также разрабатывать планы действий для улучшения производительности и достижения целей.
- Обучение и наставничество. Известный факт, что переходя на путь менеджера начинаешь терять в технической экспертизе. И становится всё сложнее со временем быть экспертом-наставником для членов команды. Попытки сохранить этот статус могут привести либо к тому, что вы будете не очень хорошим менеджером, либо к выгоранию и отсутствию личной жизни. Кроме того в случае кросс-функциональных команд априори не получится быть техническим экспертом для всех. Но это не повод забрасывать техническое развитие совсем. Стоит лишь перейти на более высокий уровень абстракций, постоянно занося в команду новые практики и подходы, позволяя им разбираться в деталях. А также помогать с развитием soft skills. Кроме того важно стимулировать наставничество и обмен знаниями внутри команды силами самих участников.
Менеджер как коуч
Как и менторинг, коучинг — это деятельность, направленная на развитие людей. Но если менторинг это больше про передачу знаний и указание на ошибки, то коучинг — это про способность провести человека к результату так, чтобы он пришёл к нему сам. Начиная от ясного понимания проблемы или решаемой задачи и заканчивая выбором способа решения. Пожалуй, прародителем коучинга стала Сократовская «майевтика«.
- Искусство слушать. Тут я вроде функции перечисляю, а к функции странно употреблять такой термин, как «искусство». Но большинство людей уверены в том, что слушать-то они умеют, тогда как на деле они просто ждут завершения речи собеседника или своей очереди говорить. А людям всегда есть, что сказать, и то, что они говорят, зачастую может быть источником информации о внешних или внутренних проблемах и основой дальнейшей работы над улучшениями. А вот готовность людей говорить основывается на их ощущениях того, насколько внимательно их слушают. Хорошим навыком тут будет освоение инструмента активного слушания.
- Раскрытие потенциала людей. Умение слушать позволяет выявить как зоны роста отдельного человека, так и его способности и возможности, которые по каким-то причинам ещё не задействованы. И то и другое можно изменить и обернуть на пользу всем участникам. Кроме того сюда же можно отнести развитие способности людей самостоятельно решать проблемы и комплексные задачи. За счёт того чтобы не давая прямого решения или ответа, а задавая вопросы привести человека или группу людей к принятию решения самостоятельно. Преимущество этого подхода в том, что различный опыт и личностные особенности людей существенно расширяют диапазон возможных решений и могут выработать более эффективные для конкретной ситуации, чем сформированные менеджером и базирующиеся только на его опыте и характере. А кроме того, за решения выработанные самостоятельно люди ощущают больше ответственности, чем полученные извне. Примеры инструментов — модели GROW и CTFAR.
- Развитие вовлечённости и мотивации. По сути, это следствие предыдущих двух пунктов. Люди, которые чувствуют, что их слышат, а также то, что их мнение имеет значение, больше вовлекаются в достижение результата. А это, в свою очередь, повышает их выносливость и терпимость к трудностям.
В заключение
Роль современного менеджера — это не просто распределение и контроль выполнения задач. Не просто выбор между «кнутом и пряником» для мотивации. Это, в первую очередь, формирование и тонкая настройка такой системы из процессов, инструментов, людей и их взаимоотношений, которая способна достичь определённой цели и сформулированных результатов. И не один раз. Это требует не только технической экспертизы, лидерских качеств и понимания рабочих процессов в компании, но и умения работать с людьми — их личностного развития и налаживания совместного взаимодействия.
Кроме того, стоит иметь ввиду, что несмотря на то, что перечисленных функций много, а роль менеджера в деятельности команды крайне важна, для неё есть место и время, но это не должно быть всё время работы команды. В конечном счете, хороший менеджер — это тот, кто делает свою команду лучше, даже когда он сам находится в отпуске.
Недавно попалась похожая статья, но там исторически выводят значение с ролью современного менеджера из истории появления и становления тех компаний. И есть менеджер-гигачад из прошлого, который при необходимости и кодит и патчкорды в дц бежит обжимать. И современный хилый управленец со своим аджайлом и митингами в голове. «если каждый делает все, то ничего не будет сделано» это частный случай. У меня случалось так что один функционал был сделан дважды разными людьми, в разных ветках. Это в два раза лучше чем могло быть!
К сожалению не везде требуется умный подход с коучингом и раскрытием потенциала людей-винтиков. Бывает что централизованное управление и контроль за выполнением задач это главная функция менеджера. И чем больше контора тем больше шанс что все вот это развитие с менторством и коучингом нафиг никому не нужно.
А вообще я зашел сказать что прическа огонь!
>Это в два раза лучше чем могло быть!
А что хорошего в том, что одна работа делается дважды? Вторая явно избыточна. Может польза в том, что можно выбрать лучшее решение, но если бы люди пообщались до того, как начали делать, а не после, то можно было бы сэкономить и время и усилия. И сделать ещё что-то полезное.
>Бывает что централизованное управление и контроль за выполнением задач это главная функция менеджера. И чем больше контора тем больше шанс что все вот это развитие с менторством и коучингом нафиг никому не нужно.
Бывает. Бывает, что и вообще работать не нужно, просто деньги получаешь и всё :)
За отзыв спасибо. О причёске, конечно :)