Впечатления: По Бронсон — «Мифы воспитания. Наука против интуиции»

comment 1
Книги / Психология

Не то чтиво, которое с упоением проглатываешь от корки до корки. Обычно про воспитание и детей пишут увлекательнее. Но если вы всерьёз заинтересованы в воспитании своих детей в соответствии с принципами здравого смысла, сохранения их здоровья и развития их интеллекта, то прочитать стоит. Наверное. Лично я склонен думать, что правильнее, когда родители воспитывают себя в соответствии с этими принципами.

Менталитет и условия жизни целевой аудитории книги несколько отличаются от российских. Например, одна из самых больших глав посвящена (цветовой дифференциации) «обсуждению вопросов отношения национальностей и рас». Авторы и исследователи обеспокоены, что дети в садике предпочитают общаться с представителями того же цвета кожи, что и у них самих. Но, конечно, есть и общеприменимые факты, идеи и наблюдения. Хотя я думал, что не дойду до них уже, подтвердилось, что иногда книги стоит дочитывать до конца.

«Хваля детей за то, что они умные, мы даем им понять, что самое главное — выглядеть умным и не рисковать, чтобы не допустить ошибок»

Да, первая мысль книги — о вреде похвалы за то что «ты такой молодец». Дети, которых убеждают в том, что они умны, талантливы и вообще прекрасны, демонстрируют отсутствие настойчивости, тенденцию браться только за простые задачи с гарантированнм выполнением и зависимость от похвалы. Хвалить надо за то что «был настойчив», «старался», «не сдался», а также за конкретные действия, выполненные задачи и достижения. Тогда у человека формируются правильные установки причины и следствия в части прилагаемых усилий и получаемого вознаграждения.

О вреде недосыпа. Риски те же, что и у взрослых — стресс, снижение интеллектуальных способностей, ожирение, усталость и депрессия. Только у детей влияние недосыпа сильнее. А подросткам требуется больше сна, чем взрослым. Проблема, в основном, американская, думаю, потому что у нас я не слышал про начало уроков в 7:25 утра. Но иметь ввиду стоит.

Почему дети врут? На самом деле потому что мы их к этому приучаем. Ведь нельзя самим врать, а от детей требовать чтоб они были честны. Нельзя требовать говорить правду, а потом за эту правду наказывать. Или требовать демонстрировать радость от подарка, который у ребёнка вызывает лишь разочарование, потому что так де требует этикет.  Мы заботимся о своих и чужих чувствах, а дети быстро учатся, что лучше врать, чем огребать.

Она разрисовала обеденный стол фломастером. Я укоризненно спросил: «Тия, это ты на столе нарисовала?» Еще недавно она бы честно ответила, но теперь мой тон был таким, словно она сделала что-то серьезное. Я пожалел, что не могу переиграть эту сцену. Мне надо было напомнить ей, что не надо рисовать на столе, подложить газету под ее раскраску и стереть следы фломастера. Я сделал то, против чего предостерегала Талвар. «Нет, это не я», — ответила дочь, соврав мне первый раз в жизни. Это пятно на моей совести.

Проблема раннего определения одарённых. Очень много статистических и экспериментальных данных в поддержку того, что набор классов для одарённых на базе тестирования IQ и других показателей дошкольников — бесполезное и даже вредное занятие. Не все дети развиваются линейно и с одинаковой скоростью. Полно талантов в старшем возрасте, ничем не проявивших себя в раннем детстве и наоборот -выдающихся детсадовцев, почти не повышающих свой уровень в последующие годы.

Метаанализ исследований показал, что корреляция между эмоцио­нальным интеллектом и успеваемостью составляет всего лишь 10%. Кстати, одно из исследований показало высокий коэффициент эмоцио­нальности у заключенных. Это к вопросу о том, что люди с высоким эмоциональным интеллектом принимают-де правильные решения, улучшающие их жизнь.

Игровые методы развития показывают куда более высокие и быстрые результаты, чем традиционные «садись, пиши, читай, слушай».

В 1950-х гг. в СССР было проведено известное исследование. Детей просили стоять спокойно «так долго, как они смогут». Дольше двух минут ни у кого не получилось. Второй группе объяснили, что они должны стоять, «как часовые на посту», и дети простояли одиннадцать минут.
Бодрова объясняет: «Дети пока еще сами не знают, что у них хорошо получается. Если попросить ребенка написать то, что учитель написал на доске, ребенок может подумать: “У меня не получится написать так красиво, как сделал учитель”, и он не захочет выполнять задание. А можно попробовать дать ребенку блокнот и попросить сделать вид, что он официант в пиццерии. Джонни заказал пиццу с сыром, а вы — с колбасой. Дети не понимают, умеют ли они писать или нет, но понимают, что им надо что-то сделать, чтобы запомнить заказы. В результате они могут написать больше, чем если бы вы попросили их написать историю».

Если родители ссорятся и конфликтуют, на детях это конечно сказывается очень негативно. Но гораздо хуже, если дети не видят, как родители мирятся. То есть когда мама и папа начинают ругаться, а потом уходят в комнату или выгоняют детей, и от них ускользает окончание конфликта. Особенно если им потом так и не сообщают от том, что конфликт улажен.

И очень и очень познавательная и интересная глава на тему развития речи. Она же самая последняя. Краткая суть — важно не то, сколько ребёнок слышит слов от родителей, важна реакция родителей на его попытки взаимодействия и звукоизвлечения.

Ученые пришли к выводу о том, что наилучшим объяснением разной скорости речевого развития является то, как часто и как быстро мать реагировала на лепетание и поведение ребенка.
Любопытно, что разговор, инициированный матерью, не имел значения для речевого развития ребенка, роль играли только те случаи, когда общение начинал малыш, а мать ему отвечала.

***
Во-первых, механизм действия, вызывающего последствия. При помощи этого механизма мозг младенца понимает, что звуки изо рта вызывают реакцию родителей и привлекают их внимание. Следовательно, речь имеет смысл. Во-вторых, младенец должен научиться ассоциировать предмет и слово. Следовательно, слово, означающее предмет, к которому тянется или на который смотрит малыш, должно быть услышано именно в этот момент.

***
некоторые родители делают такие ошибки в 30% случаев. «Бу» может восприниматься как «бутылка», «бумага» или «бусы». «Де» превращается в «дедушку» или «девочку» и так далее. На самом деле девятимесячный ребенок может вообще ничего не иметь в виду, а практиковаться в произношении канонических слогов.

 Познавательность: 4

Увлекательность: 3

Все книги 2016

1 комментарий

  1. Pingback: Книги 2016 — итоги — Self Engineering

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s