Впечатления: Вандербильт — «Трафик. Психология поведения на дорогах»

comment 1
Книги / Психология

Как-то не ждал от книги особенного чего-то, запланировал к прочтению в качестве «интересных фактов для разгрузки мозгов от психологии и аналитики». Не воспринял маленькое дополнение к заголовку «Психология поведения на дорогах».

В итоге получил самое ёмкое исследование из прочитанных в формате научно-популярной литературы. С огромным количеством ссылок на научные публикации, работы и эксперименты. При этом переложенное в форму очень увлекательного повествования. Логично и рационально объясняющее, например, необходимость платных парковок или тщетность попыток снизить уровень риска на дорогах. Или пробок. Или почему водители становятся агрессивными неадекватами, хотя в остальное время могут быть вполне культурными людьми.

Транспортная проблема — как пробки и шум, так и жертвы стокновений и сбитые пешеходы — имела место со времён появления первого транспорта — телег.

Между тем в Нью-Йорке в 1867 году лошади убивали в среднем четырех пешеходов в неделю (ненамного больше, чем сегодня, хотя тогда было гораздо меньше людей и транспортных средств).

***
После нескольких фальш-стартов «велосипедный бум» конца XIX века произвел фурор в обществе. Велосипеды были слишком быстрыми. Они пугали лошадей и приводили к авариям. Были кулачные бои между велосипедистами и невелосипедистами. В городах пытались запретить их совсем. Велосипеды были вытеснены с улицы, так как они не были повозками, а также с тротуаров, потому что они не были пешеходами. Велосипедистам-энтузиастам сегодняшнего дня, требующим запретить автомобильное движение в таких местах, как парк на Бруклинском проспекте, более 100 лет назад предшествовали любители, боровшиеся за право кататься на велосипедах в этом самом парке.

О пробках

Есть в теории игр такое явление как трагедия общин. Краткая суть в том, что если есть общий источник самовосполняющихся ресурсов которых достаточно для удовлетворения необходимых потребностей общины (например пастбище с травой, на которой жители пасут скот), то он будет истощён из-за того, что  люди будут потреблять ресурсы сверх необходимого (множить количество скота, пока трава не кончится). Ибо выгоду стремится получить каждый, а контроль использования и восстановления ресурсов ложится на всех. То есть ни на кого.

Так вот исследования выявили интересное явление — «спровоцированные поездки» — чем больше строится дорог, тем больше транспорта на них появляется. Больше, чем от «естественного роста» (прирост населения, повышения благосостояния). Иными словами, даже если бы средства бюджетов позволяли сколь угодно расширять и строить дороги, это не решило бы транспортных проблем. «Если пастбище будет больше, люди просто приведут еще больше коров.»

При этом чем шире дороги, тем шире и перекрёстки и  тем менее они эффективны (из-за ограничений поворотов налево, например, большего времени смены сигналов светофора) в части пропускной способности на единицу ширины.

Пропускная способность однополосной дороги, которая в среднем составляет 625 транспортных средств в час, при добавлении второй полосы снизится до 483 (на полосу), третьей – до 463, а четвертой – до 385 машин. Чем больше денег вложено в расширение дороги, тем меньше отдача и тем быстрее на этой дороге появятся пробки.

Круговая порука общественного транспорта и личных автомобилей. Чем больше народу ездит на личных авто, тем больше загруженность дорог и медленнее движение. Общественный транспорт становится менее эффективен, автобусные компании несут убытки и повышают плату за проезд. Люди, которые ездят общественным транспортом и уменьшают транспортную проблему (особенно, те, кто делает это сознательно, пересаживаясь в автобус с авто) начинают платить больше. Разочаровываясь (дорого и медленно), люди решают (снова) сесть за руль, усугубляя ситуацию на дорогах и ещё больше ухудшая работу общественного транспорта.

О введении платы за парковки и дороги

При движении по переполненной улице вы можете не осознавать, что многие водители всего лишь ищут место для парковки. Проблема не в том, что парковочных мест нет вообще, а в нехватке бесплатных или недорогих мест. Инженеры попытались выяснить, какая доля движущихся по дороге автомобилей одновременно ищет парковочное место. Результаты колебались от 8 до 74 %.

Попытка увеличить количество бесплатных парковочных мест- см. трагедия общин и «спровоцированные поездки». По словам Шупа — экономиста из Калифорнийского университета — города должны установить цены на парковочных счетчиках на таком высоком уровне, чтобы занято было всего 85 % от общего количества мест.

Введение платы за пользование дорогами в таких городах, как Лондон и Стокгольм, дало отличные результаты, поскольку заставило людей задуматься, стоит ли по ним ехать. Мы, может быть, платили за это и раньше – своим временем (что никак не помогало финансировать обслуживание дороги), но человеческий разум относится ко времени совсем не так, как к деньгам. Мы менее чувствительны ко времени, хотя, в отличие от денег, его невозможно вернуть. Его потерю легче объяснить

О безопасности дорожного движения

Очевидно, что самый значимый фактор риска на дорогах — непредсказуемость человеческого поведения. Однако с этим сложно что-то поделать. А те меры, которые можно предпринять — улучшение качества дорожного покрытия, установка защитных отбойников, модернизация автомобилей в плане безопасности (ремни, подушки, ABS, круиз-контроль и т.д.) приводят к тому, что люди ездят быстрее, чаще отвлекаются, короче всячески уравновешивают баланс риска.

По словам Дамбаха, то, что должно было быть «прощающей дорогой», становится «разрешающей дорогой». Средства обеспечения безопасности, предназначенные для уменьшения последствий ошибки, поощряют водителей ездить так, что появляется новая необходимость в этих самым средствах.

О знаках

Водители часто видят знаки, предупреждающие об оленях (в США), слонах (на Шри-Ланке) или верблюдах (в Тунисе). Сложно сказать, что происходит в мозгу водителей, когда они видят такой знак, но исследования показали, что большинство из них не меняют свою скорость вообще.

Оказалось, что водители чаще сбивали оленей, при установленном знаке даже если при этом дорогу переходило меньше оленей. Только когда исследователи разместили рядом со знаком тушу оленя водители начали сбрасывать скорость.

Возможно, самый абсурдный знак такого рода был установлен в Ньюфаундленде. На одном отрезке дороги постоянно происходили аварии, причем машины врезались не только в лосей, но и в другие автомобили, водители которых выходили, чтобы сфотографировать лосей. Власти установили знаки, на которых был изображен силуэт лося в полный рост. К сожалению, туристы сочли и их интересными и останавливались, чтобы перед ними сфотографироваться. Возле знаков происходило много аварий. Можете угадать следующий шаг? Правильно, власти установили новые знаки с надписью: «Осторожно: впереди знаки с лосями»

***
«В конце концов, – говорил Мондерман, – о чем на самом деле дорожные знаки нам сообщают? Возьмем знак, предупреждающий о том, что впереди мост. Неужели кто-то не заметил бы, что впереди мост? Зачем нам это рассказывать? Мы настолько тупые, что нам нужно постоянно объяснять, как себя вести? Если вы считаете людей идиотами, они ведут себя соответственно»

Просто интересные факты

  • Человеку нужно больше времени чтобы выехать с парковки, если он замечает, что другая машина ждёт освобождения места. Парковочное место, на которое претендует кто-то ещё начинает казатьсяболее ценным. Хотя казалось бы…
  • Однажды было проведено соревнование между двумя машинами, которым требовалось проехать через город. Первый водитель должен был соблюдать требования всех знаков, сигналы светофоров и ограничения скорости. Другому было разрешено нарушать все правила до тех пор, пока это не угрожало жизни других людей на дороге. Второй участник (нарушитель) приехал к месту финиша всего на несколько секунд быстрее своего соперника, следовавшего всем правилам.
  • Чем выше машина, тем меньше ощущение скороста. Поэтому на высоких машинах (внедорожниках) часто люди ездят быстрее. Просто не замечают этого.
  • Текстурная плотность того, что проходит мимо нас, влияет на наше восприятие скорости. На плотность также воздействуют такие объекты, как придорожные деревья или стены. Именно поэтому водители переоценивают свою скорость там, где очень много деревьев и замедляются. Чем мельче «текстура», тем выше кажется ваша скорость.
  • Люди склонны недооценивать время поездки в машине и переоценивать время, которое потребуется, чтобы дойти куда-нибудь пешком.

Если посчитать количество людей, погибших в США в результате террористических актов с момента начала ведения соответствующей статистики (60-е годы прошлого века), то результат не превысит 5000 человек – это примерно столько же, сколько погибло за это же время от удара молнии. При этом каждый год в автомобильных авариях в США гибнет в среднем 40 тысяч человек. Каждый месяц на дорогах страны умирает больше людей, чем погибло в результате террористических атак 11 сентября 2001 года. Однако опросы общественного мнения, проведенные после этих терактов, показали, что многие граждане считали вполне допустимым урезать некоторые гражданские свободы с целью противостоять терроризму и защитить «наш образ жизни». И эти же граждане, как своим поведением, так и голосами на выборах, постоянно противостоят попыткам снизить количество смертей на дорогах (например, законам о дальнейшем ограничении максимальной скорости, установке большего количества камер на светофорах, снижении допустимого уровня алкоголя в крови водителя или более жестких правилах использования мобильного телефона во время вождения).

Познавательность: 5. Интересного осталось в книге сильно больше, чем упомянуто в данном обзоре. В целом позволяет взглянуть на привычные ситуации с новых неожиданных сторон.

Увлекательность: 4. Даже мне, как неавтомобилисту. Тем, кто ездит за рулём — однозначный must read.

Все книги 2016

1 комментарий

  1. Pingback: Книги 2016 — итоги — Self Engineering

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s