Впечатления: Умберто Эко — «Маятник Фуко»

комментария 4
Книги / Художественная литература

Дело в том, что сопричастность Божескому не может продолжаться долго, не потревожив рассудок.

Данная книга — настоящая пища, зарядка и мощный источник удовольствия для ума.

В моём личном представлении литературных жанров есть особая категория, куда входит творчество Ивана Ефремова, Айзека Азимова, Жюля Верна… классически это считается научной фантастикой, но те, кто читал Ефремова или Азимова понимают, что есть научная фантастика, а есть Научная фантастика. Из списка выделяется Верн — его произведения носят, в основном, энциклопедический характер знаний, в то время как от книг первых двух просто исходит ощущение мощи интеллекта их авторов, помноженное на восхитительный талант подачи информации и увлечения читателей сложным научно-философским материалом. Вскоре в эту же категорию интеллектуальной увлекательной художественной литературы попал Герман Гессе, а по прочтении «Маятника Фуко» и Умберто Эко, окончательно выбив эту категорию из научной фантастики.

Я знал — но и всякий ощутил бы под чарами мерной пульсации — что период колебаний определен отношением квадратного корня длины нити к числу p, которое, иррациональное для подлунных умов, пред лицом божественной Рацио неукоснительно сопрягает окружности с диаметрами любых существующих кругов, как и время перемещения шара от одного полюса к противоположному представляет результат тайной соотнесенности наиболее вневременных мер: единственности точки крепления — двойственности абстрактного измерения — троичности числа p — скрытой четверичности квадратного корня — совершенства круга.

С первых страниц чувствуется, что книга не из представителей лёгкой беллетристики, хотя с «изящной словесностью» тут всё нормально. Первую треть книги (а это объём небольшого романа — книга весьма увесистая) я, испытывал непреходящий оргазм мозга от лёгкой манеры общения, объёма оперируемых знаний персонажами произведения и просто сокрушительного потока интеллектуального юмора. Окружающие вынуждены были слышать множественные цитаты и настоятельные рекомендации к прочтению данного произведения.

Должна существовать связь между волей к власти и половым бессилием. Маркс симпатичен мне: чувствуется, что он и его Женни занимались любовью с энтузиазмом. Это ощущается по умиротворенности его стиля и по неизменному юмору. В то же время, как я заметил однажды в коридоре университета, если спать с Надеждой Константиновной Крупской, человек потом с железной неотвратимостью напишет что-то жуткое, типа «Материализма и эмпириокритицизма».

На самом деле хочется забросать пост цитатами, я не могу выделить даже 2-3 самые примечательные. Останавливает лишь то, что некоторые из них в 2-3 страницы — восхищает вся ткань плетения диалогов, особенно, когда один из участников — Бельбо.

Так как сегодня первый вечер, что я бросаю пить, чувствую я себя погано. Должно быть, начинается ломка от воздержания. Все, что я вам говорил в течение вечера, включая и данное высказывание, является ложью и только ложью. Спокойной ночи.

После первой трети книга не стала менее интересной, просто в и без того многоуровневый сюжет стала вплетаться драма и уровень интриги стал расти экспоненциально.

Герои сюжета работают в книжном издательстве и на досуге занимаются изобретением несуществующих наук и бесполезных механизмов. А главный герой — так называемым научным сыском.

Тут звонит некто и говорит: «Я перевожу одну книгу и напоролся на какого-то — или каких-то — Мотокаллемин. Прошу вас, займитесь этим». Ты не знаешь, с чего начать, но неважно, просишь на расследование двое суток. Прежде всего — дряхлый университетский каталог. Потом ты предлагаешь сигарету парню из справочного отдела — намечается что-то вроде следа. Вечером ты приглашаешь в бар аспиранта по исламу. О йес! Берешь ему кружку пива, другую, потихоньку теряется бдительность, и он отдает информацию, необходимую до зарезу, просто за так, бесплатно! После чего набираешь номер клиента: «Значит так, мотокаллемины — в исламе богословы радикальных убеждений во времена, когда жил Авиценна, утверждавшие, что мир являет собою, как бы это выразиться, что-то вроде туманности случайностей, а загустевает он в конкретных формах только ради мгновенного и временного осуществления божественной воли. Стоит Господу отвлечься на полчаса, и весь мир развалится. Полная анархия атомов без всякой взаимосвязи. Этого хватит? Я проработал три дня, посчитайте сами».

Кроме того он защищал диплом по тамплиерам в университете.

— Ой, как нехорошо, — отозвался Бельбо. — Разве это не тема для сумасшедших?
— Почему? Сумасшедшими я как раз и занимаюсь. Они герои большинства документов. Вы что, соприкасались с этой темой?
— Я служу в издательстве, а в издательствах одна половина посетителей нормальные, другая — сумасшедшие. Задача редактора — классифицировать с первого взгляда. Кто начинает с тамплиеров, как правило, — псих.

Кто играл в Assassins Creed, смотрел «Код Да Винчи» или читал Дэна Брауна, знает, что тамплиеры — это не просто монашеско-рыцарский орден, но интриги, влиятельные структуры, планы, простирающиеся на сотни лет и прочие элементы теории мирового заговора. В данной книге она возведена в абсолют — удалось объединить практически все более менее значимые события и сколь-нибудь выдающихся людей в истории человечества в единый грандиозный План. Любители этой темы (заговора, тамплиеров и секретных орденов) будут в восторге.

Совершенно очевидно, что Райх был тамплиером.
— Все, кроме нас, были тамплиерами. К счастью, нам удалось сделать это открытие. Теперь мы имеем перед ними временное преимущество.

Что же дальше произошло между всеми этими персонажами? Их столько, что впору рехнуться.
— Из них самих половина точно рехнулась.

Но развязку я, пожалуй, пересказывать не буду.

Познавательность: 5 (для художественной литературы это круто, согласитесь).

Увлекательность: 5

4 Comments

  1. Pingback: Книги 2016 — итоги — Self Engineering

  2. Одна из пяти лучших книг, прочитанных мной за последние пять лет. Но другие произведения у Эко не «зашли»: «Остров накануне» дочитал с трудом (красиво, но не более), «Имя розы» вообще не дочитал (я знал развязку, стало неинтересно).

    • Вот потому опасаюсь всё время браться за другие книги авторов после прочтения какой-то особо впечатлившей.
      Так вот «Игра в бисер» Гёссе тоже показалась «красивой, но не более»..
      С другой стороны, как иначе понять, что ещё может быть интересно? Всё такое разное (даже у одного хорошего автора), а восприятие так субъективно.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s