Январь 2018 — события месяца

comment 1
Саморазвитие

Меня регулярно гложет совесть за то, что я перестал письменно рефлексировать, делиться впечатлениями о прочтённом и поддерживать контентом тех, кто нашёл данный ресурс для себя интересным.

Но стоит признать уже и для себя и для вас, уважаемые читатели, что какое-то время такая ситуация ещё продлится. Причину я уже несколько раз озвучивал — когда дорога до работы занимает более 2 часов, остаётся немного времени на что-либо, кроме работы и дороги до неё. Особенно, если в жизни есть ещё тренировки, дети и вот увлечение новой сферой деятельности (Data Science).

Покуда я не набрал необходимую критическую массу знаний, в ситуации «у меня появился свободный час, чем мне заняться — послушать лекции/сделать практику или что-то ещё?», «что-то ещё» может победить только если это вариант отдыха, а мозг уже перегружен.

Можно считать это очередным персональным экспериментом. Который пару-тройку месяцев ещё продлится. Выход из него в прямой взаимозависимости от целей на год.

Событие месяца: сдача аттестации на первый кю в айкидо. По признанию экзаменатора — показал лучшее знание базовой техники из тройки сдававших на эту ступень. Хотя без косяков, конечно, не обошлось. Сказывается много пропущенных за 2017 год занятий.

Благодарности месяца:

  • Алексею за ассистирование на экзамене на первый кю. Сам он сдал на 1-й дан, мои поздравления.
  • Андрею Викторовичу, конечно, за все переданные знания и взращенные навыки. Вот то самое «лучшее из тройки» — всё благодаря ему. Ещё раз скажу, что все эти тяготы и лишения «жить в Подольске, работать в Москве» стоили того, чтобы получить возможность у него поучиться.
  • Сергею Исаенкову (коллега — системный инженер) за автоматизацию развёртывания всех компонент продукта в разные среды парой кликов мыши. Включая возможность сделать это в удалённой закрытой среде заказчика.
  • Саше Анисимову (коллега — аналитик), за то, что таскает меня на обеде по каждый раз разным заведениям. Я в этом плане предпочитаю не напрягать мозг выбором и хожу в одно и то же место. А тут и мозг не напрягается и много разных впечатлений. Даже в монастыре довелось пообедать.
    trapeznaya

Опыт месяца:

  • Прошёл курс «Программирование на Python» от МФТИ. Основы ООП, разобрался с классами, их методами и наследованием. Изучил «магические методы» (которые «__<метод>__»), декораторы, дескрипторы, контекстные менеджеры. Попрактиковался написанием клиента и сервера.
  • В ходе чтения «Психологии влияния» Чалдини снова (и в новых ракурсах) вспомнил о подверженности человека манипуляциям за счёт склонности к последовательности, ответной услуге, а также влияние социального подтверждения (все так делают), внешней привлекательности манипулятора, и иллюзии дефицита («распродажа только 3 дня»).
  • Айкидо: подтвердил знание базовых техник на уровень 1го кю. Ну и конечно лихорадочно осваивал нюансы этих техник весь месяц.

 

События месяца:

  • Ну новый год, конечно, каникулы, отдых. Вдали от цивилизации не так интересно, но хоть на день вырвались развеяться.
  • Семинар по айкидо. Познавательный, интенсивный. В промежутке между тренировками погостил у сестры, поиграли в «Зельеварение».
  • Получил первый кю. Ещё ни на одной аттестации так  не волновался. После сдачи ещё дважды ассистировал товарищам на их аттестациях, в итоге схватил убойное переутомление, два дня восстанавливался.
    1st-kyu

Ну ещё проект заморозили, по которому работал с апреля прошлого года. Возрос уровень неопределённости и конфликт взглядов на agile и командный менеджмент. Но это уже февральская история.

 

Книги месяца:

Ричард Талер — «Nudge. Архитектура выбора» — довольно интересное чтиво о том, что предоставление людям самим выбирать сервис, стиль жизни, нормы поведения и даже опции медицинского страхования далеко не всегда ведёт к оптимальным результатам даже для выбирающего человека. Но манипуляции и давление — зло однозначное. Что же делать? Проектировать архитектуру выбора.

Эффект точного подбора стандартных опций — только один из примеров деликатного подталкивания. Подталкивание — это любой фактор, заметно изменяющий поведение гуманов. Эконы его проигнорируют, так как реагируют преимущественно на стимулы. Если государство повысит цену на сладости, представители Homo economicus будут меньше покупать их. Но они не попадут под влияние такого нерационального фактора, как порядок выкладки. Гуманы также реагируют на стимулы, но поддаются подталкиванию. Правильно применяя оба приема, мы расширим возможности повышения качества жизни людей. Это поможет разрешить большую часть социальных проблем. И всё — при полном сохранении свободы выбора.

 

Роберт Чалдини — «Психология влияния» — ну Чалдини уже проверенный автор интересного социально-психологического чтива. В данном случае — о методах манипуляции в маркетинге и продажах и способах противостояния им.

В случаях, когда доказательство популярности какого-либо продукта является поддельным, эксплуатируемся мы, покупатели, автоматически реагирующие на принцип социального доказательства. Ранее я уже предостерегал читателей от приобретения любого продукта, качества которого расхваливаются в поддельном, якобы «не подготовленном заранее интервью». Нам следует посылать производителям таких продуктов письма с объяснением причин, по которым мы не приобретаем их товар, и предлагать этим производителям отказаться от услуг выбранных ими рекламных агентств. Я порекомендовал бы принимать аналогичные меры в ответ на любое злоупотребление «профессионала уступчивости» при использовании им принципа социального доказательства (или любого другого орудия влияния) подобным образом. Нам следует отказаться от просмотра телевизионных передач, в которых звучит записанный на пленку смех. Бармен, который начинает смену, «посолив» блюдо для чаевых несколькими собственными купюрами, не должен ничего получать от нас. Если после длительного ожидания в очереди у дверей какого-либо ночного клуба мы обнаруживаем внутри достаточно свободного пространства и понимаем, что нас специально заставили ждать, чтобы произвести на нас впечатление фальшивым доказательством популярности клуба, нам следует немедленно уйти и объяснить причину нашего ухода тем, кто все еще остается в очереди. Иными словами, нам следует быть готовыми прибегнуть к бойкоту, угрозе, противостоянию, осуждению, да к чему угодно, чтобы поставить мошенников на место.

 

Орен Клафф — «Идеальный питч» — книга долго лежала у меня в категории «бизнес», но оказалось, что она ближе к публичным выступлениям. И очень неплохая книга, выделяющаяся из остальных стандартных представителей этой темы. Даёт прям значительно отличный от стандартных «сторителлинг-контакт_с_аудиторией-презентация» взгляд на процесс донесения информации. И убеждения.

Одним из радикальных способов побороть в себе потребность в социальном одобрении является использование жесткого фрейма времени. Нужно быть готовым применить его в любой момент. Фрейм времени громко и отчетливо заявляет, что в вас нуждаются где-то еще. Но это лишь часть полного и исчерпывающего решения проблемы. Вот основная формула: 
1. Ничего не желайте. 
2. Сосредоточьтесь исключительно на том, что делаете хорошо. 
3. Сообщите о своем намерении покинуть встречу.
Эти три шага нейтрализуют ваш страх. Учащенное сердцебиение, испарина, прерывистое дыхание и волнение медленно сойдут на нет. Контролируя себя, вы произведете хорошее впечатление на окружающих и поведете их за собой. Готовность уйти демонстрирует самообладание, силу, уверенность в себе  и вызывает уважение у многих клиентов.

 

Морган Джонс — «Решение проблем по методикам спецслужб» — я начинаю ненавидеть тех ребят, которые в МИФ отвечают за придумывание «локализованных» заголовков для книг. Ну почему, если автор хоть как-то засветился в причастности к ФБР, ЦРУ или просто полиции, надо присобачить «по методу спецслужб» в заголовок? Дурной популизм, убивающий основную идею оригинала. В данном случае The Thinker’s Toolkit. Книга описывает 14 методов анализа проблемы. От простого к более сложному. Никакого отношения к спецслужбам не имеющих (ну кроме того, что они, вероятно, тоже анализируют проблемы)

Итак, вот они, все 14 приемов структурирования анализа: 
1) новая формулировка проблемы; 
2) плюсы, минусы и решения; 
3) дивергентное и конвергентное мышление; 
4) сортировка, временная последовательность и хронология; 
5) диаграмма причинно-следственных связей; 
6) матрица; 
7) дерево сценариев; 
8) взвешенное ранжирование; 
9) проверка гипотез; 
10) адвокат дьявола; 
11) дерево вероятностей; 
12) дерево анализа полезности; 
13) матрица полезности; 
14) углубленный анализ полезности.

1 комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s