Встречал много отсылок на эту книгу и на этого автора из других книг по психологии и маркетингу. Например, «Взлом маркетинга» более чем наполовину состоит из анализа работы быстрой Системы 1 и медленной Системы 2. И вот, наконец, добрался до первоисточника.
Что могу сказать, если у вас есть задача стать лучше, думать яснее, быть менее подверженным разного рода манипуляциям, то книга — то, что надо.
Удивляет только, что даже люди, прочитавшие книгу, продолжают считать, что Система 1 представляет собой средоточие эмоций, иррациональности и импульсов, а Система 2 — логики, рациональности и здравого смысла. И сохраняют убеждение — рациональность требует избавления от эмоций, а высокая продуктивность требует подавления Системы 1 и развития Системы 2.
Книга же в деталях, с разных сторон и с большим количеством примеров объясняет, что
- Система 1 обеспечивает быстрое и энергоэкономичное принятие решений на основе восприятия и багажа опыта и убеждений, большей частью бессознательного. Медленно обучается.
- Система 2 — медленная и энергозатратная система принятия решений на основе анализа, осмысления и рассуждения. Обучается быстро. Хотя это трудно назвать обучением, поскольку она не накапливает опыт поведения, а анализирует каждый раз заново.
Пример. Исторически и эволюционно в человеке накопилось убеждение, что зелёный цвет означает жизнь и безопасность, а красный — угрозу и предупреждение. Увидев зелёный сигнал светофора, мы не тратим много времени и мысленных ресурсов, анализируя достаточный ли это оттенок зелёного для безопасного перехода через дорогу или проезда через перекрёсток. Увидев красный, не впадаем в ступор от попытки осознать, что надо делать. Продиктованы ли наши рефлекторные действия на сигнал светофора эмоцией или иррациональным импульсом? Нет. Можно ли назвать их подчинёнными здравому смыслу? Да. Хотя это результат работы Системы 1. Вот если значение сигналов светофора однажды поменяют, мы будем впадать в ступор и попадать в аварийные ситуации, пока Система 1 не переучится новым правилам.
Система 1 постоянно генерирует для Системы 2 предложения: впечатления, предчувствия, намерения и чувства. Если Система 2 их одобряет, то впечатления и предчувствия превращаются в убеждения, а импульсы — в намеренные действия. Когда все проходит гладко — а так случается почти всегда, — Система 2 принимает предложения Системы 1 совсем или почти без изменений. Как правило, вы верите своим впечатлениям и действуете согласно своим желаниям, и обычно это вполне приемлемо.
Это же восприятие зелёного цвета как полезного используют маркетологи (вкупе с приставками био- или вита-) для придания привлекательности товару. И биойогурт в упаковке зелёного цвета мы купим с большей вероятностью, чем просто йогурт в фиолетовой при прочих равных. И ни эмоции, ни иррациональность тут ни причём — просто экономия ресурсов.
Не всегда последствия быстрых решений Системы 1 столь безобидны. В конце концов, йогурт в зелёной коробке может стоить в 2 раза дороже, так что его выбор будет казаться иррациональным. Но мы не всегда осознаём весь набор наших убеждений, которыми быстрая система оперирует. Вот о некоторых нюансах и особенностях механизмов её работы и рассказывает Канеман в своей книге.
Например.
- Интуитивная эвристика — сложные вопросы, типа «что вы думаете о перспективах компании Х» подменяются простыми, типа «нравятся ли мне продукты компании Х».
- Люди с установкой на деньги становятся более независимыми, самоуверенными, эгоистичными и склонными к одиночеству. Причём для получения такой установки достаточно увидеть изображение денег на экранной заставке компьютера или пачку банкнот на столе. Что уж говорить о тех, кто постоянно думает о деньгах?
- Все, что облегчает работу ассоциативного механизма, искажает оценку. Частые повторения — надежный способ заставить людей поверить неправде, потому что различить истину и ощущение чего-то знакомого нелегко. Психологи обнаружили, что для правдоподобия необязательно повторять утверждение полностью. Люди, часто слышавшие слова «температура тела курицы», легче принимают за правду утверждение «температура тела курицы равна 62°» (или любое другое число). Единственной знакомой фразы в утверждении достаточно для того, чтобы все утверждение казалось знакомым, а значит, истинным.
- Эффект привязки, который я лучше опишу приведённым в книге экспериментом:
Немецкие судьи, у которых в среднем было более пятнадцати лет опыта работы, прочитали описание женщины, арестованной за кражу в магазине, а затем бросили кости, сделанные таким образом, что результат каждого броска был 3 или 9. Как только кости останавливались, судей спрашивали, приговорят ли они женщину к меньшему или большему сроку (в месяцах), чем число на костях. И, наконец, их попросили назвать точный срок, который они дадут воровке. В среднем те, у кого на костях выпало 9, собирались приговорить ее к 8 месяцам, а те, у кого выпало 3, — к 5 месяцам. Эффект привязки составил 50 %.
- Игнорирование «априорной вероятности». Если охарактеризовать девушку как «застенчивую любительницу поэзии» и спросить изучает ли она китайскую литературу или основы ведения бизнеса, большинство выбирает китайскую литературу. Но ведь даже если все девушки, изучающие китайскую литературу, застенчивы и любят поэзию, робких любительниц поэзии почти наверняка больше среди студентов экономических специальностей.
- Игнорирование знаменателя. Людям свойственно считать более значимыми значения, указанные большими числами, не принимая во внимание из какой выборки они сделаны.
Сила формата создает возможности для манипулирования, и личности, преследующие своекорыстные цели, умеют ими воспользоваться. Словик и его коллеги приводят пример из статьи, где утверждается, что приблизительно 1000 убийств в год совершают душевнобольные, не принимающие предписанных лекарств. Иным образом эту информацию можно подать так: «От рук душевнобольных ежегодно гибнет 1000 из 273 000 000 американцев». Или так: «Вероятность погибнуть от руки душевнобольного составляет примерно 0,00036 %». Еще один вариант: «От рук душевнобольных погибает 1000 американцев в год — меньше одной трети умирающих от суицида и четверть числа тех, кого убьет рак гортани».
- При воспоминании какого-то болезненного эпизода или какого-то жизненного периода и даже всей жизни в целом, продолжительность не играет никакой роли. Значение имеют показатели на пике и ощущения в конце периода.
Мы хотим, чтобы боль была короткой, а удовольствие — продолжительным. Однако наша память, функция Системы 1, развилась так, чтобы хранить только самый сильный момент страданий или удовольствия, а также ощущения ближе к концу эпизода. Память, которая игнорирует длительность, не поможет нам продлевать удовольствие и сокращать боль.
Не обошлось и без трудностей перевода. Даже если не придираться к переводу оригинального названия «Thinking, fast and slow», которое в русском варианте сильно искажает представление о содержании (кстати, я поэтому откладывал прочтение), на мой взгляд, в книге есть термин, который прям хорошо, что привели в оригинале, хотя далее по тексту использовали его неудачно переведённую версию.
Склонность делать поспешные выводы из ограниченных данных так важна для понимания интуитивного мышления и так часто упоминается в этой книге, что я буду использовать для нее довольно громоздкое сокращение: WYSIATI, которое означает: «что ты видишь, то и есть» (What You See Is All There Is).
По смыслу фраза переводится как «то, что ты видишь — это всё, что есть».
Познавательность: 5+ Настоятельно рекомендую.
Увлекательность: 4
[…] на тему «Я», «Сверх-я» и «Оно», затем Канеман с его «Системой 1» и «Системой 2» и затем при […]
[…] маркетинга» и «Нейромаркетинга«, а также Канемана, Пэйли и Кара-Мурзы лично у меня таких иллюзий нет, но и […]
[…] и мозг Добелли. Территория заблуждений 3/3 Канеман. Думай медленно, решай быстро 5+/4 must read в своей области. Клейнман. Психология — люди, […]