Все хорошие советы уже даны. Все правила мудрости и самообладания были составлены задолго до нашей эры, и со времен Марка Аврелия к ним не прибавилось ничего существенного. То досадное обстоятельство, что до сих пор эти рецепты мало кому помогали, имеет множество причин; вот по крайней мере две из них:
— когда люди могут себе помочь, они часто не хотят этого. Многие бессознательно стремятся к страданию. Многим хочется оставаться детски беспомощными;
— когда люди искренне хотят себе помочь, воспользовавшись чьей-то подсказкой, они по большей части все равно не знают, как это сделать, ибо на всякий добрый совет нужен еще десяток – как его выполнить.
Эту книгу мне советовали очень давно. И по какой-то причине я отложил её на неопределённый срок. Вероятно название мне показалось слишком популярным. Ненаучным? Несерьёзным? Не могу уже сказать точно. Определённо я просто не знал, кто такой Владимир Леви.
Сейчас я прочитал книгу на одном дыхании и ощутил укол сожаления по поводу того, что не сделал этого тогда, 6 лет назад. Не то чтобы я сейчас открыл для себя что-то, чего мне не хватало всё это время. Просто тут есть много тех самых основ, к которым я медленно и на ощупь доходил в течение этих 6 лет. Конечно, вполне вероятно, что это сейчас, уже нащупав их, я могу их так ясно увидеть и в книге.
Простые вещи об осознанности, самонастрое, самовнушении и влиянии их на болезни и опьянение, саморазвитии через самопознание и познание других, об интересе к людям и влиянию его на способность общаться, и главное — как это всё влияет на ощущение счастья и жизненной целостности, в общем всё то, что стало для меня ключевыми темами в жизни.
И всё в настолько простой доступной для восприятия манере, что читается как художественное произведение.
Да в общем сам автор очень ёмко формулирует их как «пол дюжины прописных истин, к которым автор пришел отчасти на собственных ошибках»:
1. Нельзя изменить себя в желаемую сторону, не изучая себя постоянно.
2. Нельзя изучить себя, не пытаясь себя изменить.
3. Нельзя изучить себя, не изучая одновременно и с равной заинтересованностью других людей (хотя бы еще одного человека; но чем больше, тем лучше).
4. Нельзя изучать человека холодно: таким путем человек непознаваем, потому что природа его противится изучению как насилию; по-настоящему постичь человека можно, только помогая ему.
5. Ни себя, ни других нельзя изучить иначе как в деятельности и общении.
6. Изучение человека и самоизучение принципиально незавершимы, потому что человек — это «открытая система», меняющаяся во многом непредсказуемо: больше, чем какое-либо другое существо, человек «становится», а не «есть».
Хотя вообще-то книга об аутотренинге (АТ). И более того, это практическое руководство с упражнениями с нарастающей сложностью и вынесенным в конце списком основных упражнений, техник и рекомендаций.
Оказывается, мои достижения в части способности заснуть по требованию, отключая мозг и расслабляя мышцы, или сбросить мышечные зажимы и очистить голову перед тренировкой можно отнести к техникам аутотренинга начального уровня. А можно ещё развить такие штуки как заряд бодрости по требованию или самопрограммирование на выполнение задачи (достижение цели). И не надо для этого дорогих мастерклассов и гуру личностного роста.
Понятно, что не в одночасье.
Все истинно великое совершается медленным, незаметным ростом.
— Сенека
Моё убеждение, что отечественные психологи советского периода не могли или не хотели изъясняться доступным языком, развеялось в пыль. Настолько доступно и интересно, что как-то неловко осознавать, что я столько лет копался в куче западного психобизнеснаучпопа, когда есть такие отечественные жемчужины мудрости, не побоюсь этого избитого выражения.
Немножко интересных мыслей и фактов в оригинале:
Многие люди не могут управлять собой только потому, что не отдают себе достаточно ясного отчета в том, что с ними происходит. Их «несет», они и не пытаются соображать.
Между тем уже один только самоотчет, одно определение своего состояния на данный момент делают огромное дело. Это не только «диагноз», но и начало преодоления. Если пристально и безбоязненно посмотреть своему состоянию в лицо, оно, по большей части, не выдерживает этого взгляда…***
Отдых – это искусство. Отдых – работа не менее ответственная, чем сама работа, и людей, умеющих отдыхать, ровно столько же, сколько умеющих хорошо работать: оба умения всегда совпадают. Самое сложное, как и во всем, – преодолеть внутреннюю инерцию, перескочить с одной «волны» на другую. Если вы в изнеможении отваливаетесь от работы и, не в состоянии шевельнуть ни одной извилиной, в обнимку с телевизором предаетесь головной боли, то это не отдых, а животная прострация и маразм. Нет, настоящий отдых требует особого рода собранности, требует, я бы сказал, культурного насилия над своим подсознанием.
***
Интерес не предполагает любви, но любовь предполагает интерес: есть почва без растений, но нет растений без почвы. Можно ли любить человека и не интересоваться им? По странности, однако, множество людей любят, не интересуясь. Но кого они любят? Здесь неправомерен даже вопрос: «кого?». Не «кого», а «что». Они любят образ, созданный собственным воображением, и, как правило, жестоко разочаровываются…
***
…С некоторых пор знаю я и о том, что всего страшнее для «обиженных судьбой» – сочувствие «полноценных»! Их великодушное снисхождение, их бережная «тактичность», это невольное лицемерие, с которым они прячут свое превосходство. О, насколько же слаще откровенное презрение, как невыносимы эти подачки! Эдакую доброту просто нельзя оставлять безнаказанной…
Поняв это, я стремительно расстрелял жалость, и в первую голову – к самому себе. Да, пусть неудачник плачет, пусть плачет, если имеет глупость считать себя неудачником! Никакой жалости, никаких сочувствий! Обида судьбы есть экзамен Духа.
Я решил отказаться от оценок к книгам, поскольку и лёгкость, и познавательность, как ни крути, субъективное восприятие и сильно зависят от количества уже прочтённого по теме, но тут однозначные 5/5.
Уважаю Владимира Леви и людей которые ценят его работы.
Если эта тема интересна , то приобщайтесь к нашему клубу аутотренинга.
[…] В. Леви — «Искусство быть собой». Книга, вроде, преимущественно об аутотренинге, но я, как студент в анекдоте про экзамен и блох, везде вижу тему осознанности и ответственности. […]
[…] уже упоминал в предыдущем обзоре, пожалуй, самой известной книги Леви, пишет он здорово. […]
Вот это поворот.
Я про эту книгу слышал от самого автора ещё в 2000, кажется, году, когда был подписан на его рассылку. Но прочитать не довелось. Вроде как старая книга, её что, переиздали?
Стиль какой-то «мудрено-витиеватый», читать тяжело так сильно, что даже не осилил цитаты. В отличие от вашего текста, который читается легко. Как и переводные книги западных авторов.
Кстати, есть ещё продолжение — Искусство быть другим.
Действительно интересно. Мне наоборот кажется, что у меня стиль письма впадает в замудрёность, а Леви пишет просто и доступно. Значит вывод о субъективности оценок небезоснователен :) И спасибо!
Западные авторы действительно пишут проще чаще всего, но и полезного содержимого в западной литературе за редким исключением в разы меньше. Особенно в американской.
А «Искусство быть другим» прочитал уже, ага. Она не является продолжением, правда. Дочитываю третью книгу этого же автора — «Охота за мыслью». Всё больше он меня впечатляет, поскольку, в отличие опять же от западных авторов, все книги не похожи одна на другую.
Думаю, что надо бы остановиться. Он написал много всего, но есть ещё много авторов и тем, требующих продвижения.
Хотя, как минимум, прочитаю ещё четвёртую.